В Казани завершилась молодежная театральная лаборатория «Город-арт-подготовка» под руководством Олега Лоевского, ставшая настоящим театральным событием в жизни города. За 10 дней приглашенным режиссерам из Москвы, Санкт-Петербурга и Германии вместе с артистами из Камаловского театра и ТЮЗа, а также студентами Казанского театрального училища, удалось создать «с нуля» живые спектакли в местах, которые до того не становились театральной сценой.
Лаборатория в Казани в очередной раз доказала основной тезис тотального театра – сценическому действу не нужна сцена, а драматургия может звучать и в заброшенном ангаре, и под открытым небом. И неважно, что в ангаре специально для спектакля посадили живую березу, а колючая проволока возле него – стала декорацией для постановки естественным образом. Все пьесы лаборатории были поставлены в совершенно разных условиях: камерное пространство центра современной культуры «Смена», «эпический» ангар и открытое пространство возле него, с «лестницей в небо».
Различной стала и выбранная драматургия, и методики работы режиссеров. Казанских зрителей поразило отсутствие актерской игры и привычного взаимодействия между актерами в работе немецкого режиссера Андреаса Мерц-Райкова над пьесой «Волоколамское шоссе». И это не удивительно: немецкая школа непривычна, и не сразу приходит понимание, что отсутствие взаимодействия между актерами - тонкий, четко выстроенный прием. Актер не играет в привычном понимании, но передает внутреннее состояние персонажа через внутреннее наполнение. Да и текст выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера самодостаточен - нет необходимости его разыгрывать. Но по-настоящему потрясает, как в работе немецкого режиссера выстроено каждое движение руки, поворот головы, каждый шаг актера.
«Я очень доволен нашей неделей, которую мы провели в Казани и ее результатом. Для меня работа с артистами театра имени Камала стала ценным и очень важным опытом, и я рад, что нам удалось найти общий язык на нашем пути создания постановки. Я был бы счастлив вернуться в Казань и продолжить процесс, который мы начали», рассказал Андреас Мерц-Райков, поставивший произведение, посвященное обороне Москвы во время Великой Отечественной войны глазами солдат Красной армии. Причем, специально для артистов камаловского театра пьесу перевели на татарский язык.
Совершенно иной получилась работа выпускника Санкт-Петербургскую академии театрального искусства (класс Льва Додина) Георгия Цнобиладце. Режиссер выбрал пьесу российского драматурга Данилы Привалова «Прекрасное далеко», а в качестве артистов - студентов Казанского театрального училища. По его словам, это обстоятельство, а также фактор погоды – ставили под открытым небом, дало непредсказуемость конечному результату. А в результате буквально за 3 дня поставлен полноценный спектакль на 2 часа, просто заряжающий своим юношеским задором.
Отсутствие не только «четвертой стены», но стен, в принципе, дало потрясающий эффект: вместе с героями истории ты оказываешься на лестницах и крышах, сомневаешься, грустишь, радуешься и переживаешь, а главное чувствуешь желание быть молодым всегда.
Выбранная Антоном Маликовым (Москва) пьеса финского драматурга «Всего ничего» - настолько органично взаимодействует с камерным пространством «Смены», что представить эту историю в другом пространстве и с другими актерами очень сложно. Сама пьеса - история одиночества, одиночества глобального и отчаянного, оно отзывается болью в каждом человеке, поэтому возникает ощущение, что не актеры рассказывают историю, а сам ты - ее участник. «Выход за пределы театра, осваивание внетеатральных пространств важная составляющая развития не только театрального процесса города и расширения сознания зрителя, но и современного театра в целом. Я остался под большим впечатлением и от артистов, с которыми имел честь работать, и от остальных участников. Верю, что это только начало будущего казанского Авиньона», - рассказал Антон Маликов.
Впервые о казанском Авиньоне заговорила на лаборатории известный театральный критик, специально приехавшая в Казань, чтобы посмотреть работы режиссеров Елена Ковальская: «Город-арт-подготовка» - это такой будущий Казанский Авиньон театр, театр, ушедший из театра, театр над автомойкой, на складе, за складом».
Важными для развития театральной жизни в Казани послужили мастер-классы Натальи Наумовой (Москва), обладательницы редкой профессии режиссер мультимедиа и молодого известного драматурга Ярославы Пулинович (Екатеринбург). А круглый стол в Свияжске позволил привлечь к развитию острова-града Министерство культуры России. Художественный руководитель «Город-арт-подготовки» Олег Лоевский лично передаст письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в котором участники лаборатории и известные театральные деятели Татарстана озвучили свои идеи, как сделать из Свияжска площадку современного искусства.
Участниками театральной лаборатории «Город-арт-подготовка» и зрителями постановок стали более 700 человек. Организаторы лаборатории Фонд поддержки современного искусства «Живой город» совместно с Министерством культуры РТ и Мэрией Казани.