Вопросы подготовки кадров для учреждений культуры обсудили на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам

14 декабря 2021 г., вторник

О развитии кадрового потенциала отрасли культуры речь сегодня шла на заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Кроме того, парламентарии рассмотрели законопроект о внесении изменений в республиканский закон о музеях и музейном деле, подвели итоги работы комитета в этом году и утвердили план на будущий период. В заседании принял участие заместитель Председателя Государственного Совета Марат Ахметов.  

В настоящее время в республике создана и функционирует широкая сеть учреждений культуры, работает 173 музея, 18 театров, 19 концертных организаций, 2 филармонии, 2 цирка, 1510 библиотек и 1917 клубных учреждений, 42 кинотеатра.

Как отметила министр культуры Ирада Аюпова, в учреждениях культуры работают более 22,7 тыс. человек, большинство из которых – женщины. Более 50% работников культуры имеют высшее образование, около 30% - среднее специальное. «Более 20% специалистов не имеют профильного образования, - отметила Ирада Аюпова, - их необходимо обучить и переквалифицировать».   

Подготовкой специалистов в области культуры занимаются 9 профессиональных образовательных организаций и 106 организаций дополнительного образования.

В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» предусмотрена возможность повышения квалификации. Если в 2019 году, согласно квоте для республики, было обучено 373 человека, то в 2020 году - 716 работников учреждений культуры. К концу 2021 года обучение пройдут 1 204 работника культуры.

Вместе с тем, как отметили депутаты, в образовательных организациях не хватает преподавателей-практиков, которые могли бы вести разработку практикоориентированных работ, в том числе по заказу работодателей.

Еще один важный вопрос, который поднимался сегодня на заседании комитета, - привлечение в отрасль культуры молодых специалистов. Сегодня в учреждениях культуры работает 5,36% сотрудников в возрасте от 25 до 40 лет. Из года в год число их снижается. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности.

В республике работают меры господдержки молодым специалистам на селе – единовременные выплаты и безвозмездное выделение земельного участка для строительства жилого дома.

Кроме того, Министерством культуры РТ инициирован процесс разработки федеральной программы «Земский работник культуры».

О системе подготовки кадров более подробно рассказали и.о. ректора Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Вадим Дулат-Алеев и  директор Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина Ольга Гильмутдинова.

Особенность образования в сфере культуры в нашей стране – трехступенчатая система. Сначала идет обучение в музыкальной или художественной школе, затем – в колледже, позже - в вузе. Именно такой подход позволяет готовить специалистов высокого класса. Важное значение в образовательном процессе имеет прохождение практики. Как отметила Ольга Гильмутдинова, большая часть студентов остается работать в местах прохождения практики.

Поднимались сегодня вопросы качества подготовки специалистов, заработной платы работников культуры, доступности образования для талантливых учащихся.

«Многие талантливые дети не могут обучаться на платной основе, - подчеркнул  Рамиль Тухватуллин, - этот вопрос сложный, но важно определить, как  он будет решаться». Ирада Аюпова отметила, что в республике есть практика, когда Министерство или учреждения культуры оплачивают по контрактной системе подготовку кадров для театральных учреждений республики. В частности, для Атнинского театра по такой схеме был подготовлен целый поток специалистов. Ирада Аюпова не исключила, что, вероятно, придется вносить изменения в законодательство с тем, чтобы упорядочить механизм целевой контрактной подготовки. 

Сегодня же на заседании комитета был рассмотрен законопроект о внесении изменений в республиканский закон о музеях и музейном деле, подготовленный к рассмотрению в первом чтении. Принятие данного законопроекта связано с необходимостью приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Изменения в большей мере носят редакционный характер.

В частности, в настоящее время осуществляется ведение Государственного каталога музейных предметов и музейных коллекций в Российской Федерации, в связи с чем работа по ведению Государственного каталога музейных предметов и музейных коллекций в Республике Татарстан утратила свою актуальность.

В процессе мониторинга республиканского закона также выявилась необходимость уточнения используемой в документе терминологии для большей юридической точности.

На заседании был представлен отчет о работе Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам в 2021 году. В этом году на рассмотрение профильного комитета поступило 11 законопроектов, из них 8 обрели статус закона (приняты Госсоветом и подписаны Президентом республики), один находится на предварительном рассмотрении.  

На контроле Комитета находилось 9  контрольных вопросов (об организации горячего питания школьников, о деятельности ресурсных центров профобразования, о роли родного языка в развитии диалога культур, об исторических поселениях, расположенных на территории Татарстана и др.).

Всего в этом году было проведено 10 заседаний комитета (из них 3 выездных и 2 совместных) два круглых стола на темы: «Участие городов Республики Татарстан в проекте ЮНЕСКО «Сеть творческих городов» и «О развитии кинематографии в Республике Татарстан».

Экспертный совет при комитете провел 7 заседаний (из них 3 - совместно с Комитетом), было рассмотрено 22 вопроса.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International