В Казани прошел круглый стол «Кино как эффективный инструмент диалога культур»

8 сентября 2017 г., пятница

В Казани прошел круглый стол «Кино как эффективный инструмент диалога культур»

В рамках XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в Музее исламской культуры прошел круглый стол с участием кинематографистов стран Группы стратегического видения «Россия — исламский мир».

Участников мероприятия приветствовал министр культуры Республики Татарстан Айрат Сибгатуллин, назвав в числе главных задач Группы стратегического видения дальнейшее сближение России с исламским миром, содействие налаживанию контактов в общественной жизни, пропаганду традиционных ценностей, с целью предотвращения радикальных настроений в обществе. «У нашего фестиваля точно такие же задачи. Следуя девизу «Через диалог культур – к культуре диалога», мы посредством института кино стремимся раскрывать миролюбивую сущность ислама. У фестиваля много партнеров во всем мире, и деятели искусства кино заинтересованы в профессиональном разговоре на эту тему», — отметил Айрат Сибагатуллин.

Казанский международный фестиваль мусульманского кино является ярким свидетельством признания международным кинематографическим сообществом роли Казани как центра межкультурного диалога. Программа фестиваля насыщена не только киномероприятиями. Она включает в себя и образовательные программы, просветительские проекты в иных сферах культуры. Одним из таких ярких проектов является выставка «Слово Пророка в искусстве ислама». Круглый стол на тему «Кино как эффективный инструмент диалога культур» состоялся сразу после открытия данной выставки.

Предметы убранства мечетей и домов, повседневного обихода, каллиграфии, ювелирные украшения, принадлежавшие культурам разных уголков нашей планеты, позволяют восхититься красотой исламской культуры, убедиться в силе искусства как важнейшего средства общения, взаимопонимания и взаимоуважения.

В эти дни в столице Татарстана проходит череда важных, эпохальных событий в культурной и общественной жизни республики. 5 сентября завершилась II Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция», собравшая участников из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Литвы, Эстонии, Китая и России. Также в Казани прошли торжества по случаю включения Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь Татарстан обладает 3 объектами культурного наследия всего человечества.

Круглый стол на тему «Кино как эффективный инструмент диалога культур» состоялся сразу после открытия выставка «Слово Пророка в искусстве ислама». Модераторами круглого стола выступили заместитель министра культуры РТ Гузель Шарипова и директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова.

Режиссер Алиреза Шахрохи рассказал о том, что в Иране ежегодно производится порядка 130-150 фильмов, большей частью при поддержке государства. В Иране действует фонд «Фараби», а также Общество молодежного кино, Центр поддержки документалистики и Центр детского кино. Прокатом занимаются 7 государственных организаций и более 10 частных компаний, которые распространяют фильмы иранского производства в разных странах мира. Ежегодно в стране проходят крупные фестивали, в том числе международные, например, Международный кинофестиваль «Фаджр»-ежегодный международный кинофестиваль, проходящий в Тегеране. Кинофестиваль был учрежден Министерством культуры и исламской ориентации Ирана в 1983 году. С тех пор он проводится ежегодно в канун годовщины исламской революции в Иране в феврале. Символом кинофестиваля является мифическая птица Симург. Главная премия кинофестиваля «Хрустальный Симург».

Российский киновед и кинокритик Сергей Анашкин обратил внимание участников круглого стола на наличие в программе нынешнего Казанского международного фестиваля мусульманского кино отдельной программы «Индостан на стыке культур». «Под Индостаном понимается не только Индия, но и Бангладеш, Пакистан, Бутан, Непал, Шри-Ланка… На этой территории проживают люди, исповедующие самые разные религии. Что касается Индии (где мы лучше всего знаем болливудское кино), то здесь в каждом штате развито свое кинопроизводство, что роднит эту страну с нами, ведь во многих регионах России тоже существует независимое кинопроизводство», — прокомментировал Сергей Анашкин.

Участником круглого стола стал гость из Бангладеш — директор международного фестиваля в Дакке Ахмед Музтаба Замал. Он рассказал о непростой истории развития кинематографа в этой стране, неразрывно связанной с борьбой за независимость, за сохранение языка. В 1956 году вышла первая звуковая картина в Бангладеш. Но только 5 лет назад появились кинематографические факультеты в университетах. С приходом новых технологий и, в частности, возможности снимать на «цифру», ситуация, конечно, изменилась. А возглавляемый спикером фестиваль полнометражного художественного кино в Дакке является теперь ежегодным и открыт к сотрудничеству с форумами и кинопроизводителями разных стран.

Публицист и киновед из Швейцарии Тахар Хоучи, являющийся основателем международного кинофестиваля в Женеве, рассказал о связи между европейским и мусульманским кинематографом и подчеркнул особую важность диалога кино производителей.

Кинематографист из Марокко Абдурразак Аззахер затронул тему европейского финансирования, зачастую подчиняющего себе кинематограф других стран. Так, по его словам, большинство африканских фильмов посвящалось обсуждению тем, которые интересуют и восхищают Европу, но не рассказывают о настоящих проблемах жителей этих стран, в том числе Марокко. Только сейчас кинематограф Африки начинает отражать актуальные проблемы жизни, не оглядываясь на Европу.

Актриса, продюсер, основоположник Асуанского фестиваля женского кино Ильхам Шахин рассказала, что в Египте сегодня производится порядка 80 фильмов в год, однако это в основном комедии и фильмы в жанре экшн, наиболее интересные молодежной аудитории. «Если ты хочешь снимать особенное кино, ты должен сам стать его продюсером», — подчеркнула гостья. Она поделилась мнением, что для диалога между фестивалями лучший путь — это обмен фильмами.

Режиссер и сценарист из Таджикистана Шарофат Арабова в своем выступлении отметила, что с 1990-х годов кино этой страны становится все более свободным, может обращаться к религиозным темам, высказывать разные точки зрения. За счет государственного финансирования в Таджикистане производится 3 художественных и 4-5 документальных фильмов в год. А главной проблемой является отсутствие проката таджикских фильмов.

Модераторы круглого стола отметили, что обмен опытом на данном мероприятии состоялся. В рамках индивидуальных встреч будут достигнуты договоренности о совместном производстве фильмов, кинопрокате, проведении обменных дней национального кино и т.д.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International