В Казани проходит театральный фестиваль «Науруз»

8 июня 2023 г., четверг

Второй день «Науруза» был посвящен театрам из Узбекистана, Республики Алтай и Республики Адыгея. В пресс-центре состоялась пресс-конференция с представителями театров, на театральных площадках города были показаны их спектакли. В завершении дня гостям и участниками фестиваля был представлен спектакль «Марево» Татарского государственного Академического театра имени Г.Камала.

В пресс-конференции приняли участие режиссер Сырдарьинского областного музыкально-драматического театра Нигора Гаибназарова (Узбекистан), главный режиссер Национального драматического театра имени П.В.Кучияк Эмма Иришева (Республика Алтай) и художественный руководитель Театрального объединения Республики Адыгея Рустам Ачмиз.

Подробный материал с пресс-конференции размещен на сайте театра

На малой сцене Камаловского театра Сырдарьинский областной музыкально-драматический театр (Узбекистан, Гулистан) представил спектакль по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле».

Критик Глеб Ситковский (г. Москва) о спектакле:

«Спектакль Сырдарьинского театра «Материнское поле» я смотрю уже второй раз. К слову, несколько лет назад мы посещали Молодежный форум стран СНГ и Балтии, который проводит конфедерация Театральных союзов. Мы как эксперты ездили по самым разным странам бывшего СНГ, в том числе приехали в Ташкент. И этот спектакль я увидел там. Тогда он прошел с некоторыми потерями, так как зал был слишком большой. Вероятно, здесь им было комфортнее играть, хотя не знаю, как это идет на Сырдарьинской сцене.

Для участия в форуме из всех узбекских спектаклей тогда мы выбрали именно «Материнское поле», поставленное совсем молодым в то время режиссером Нигорой Гаибназаровой. Я довольно много видел спектаклей по повести «Материнское поле», здесь, мне кажется, заслуга режиссера в том, что найден лаконичный язык, найдена художественная среда, которая объединяет всех. Круг, который одновременно и полуразрушенный дом-юрта, и то самое материнское поле. Телеграфные провода, дающие ощущение высоковольтного напряжения не только на сцене, но и в зале, в целом объединяют все в общее пространство. Также очень многое зависит от исполнительницы главной роли. В данном случае Мавлюда Маматиллаохунова сильная актриса. К сожалению, я не видел ее в других спектаклях, ведь это все-таки Сырдарья, что очень далеко. Все же думаю, что она играет убедительно. Было видно, что избалованный казанский зритель, который много чего видел на фестивалях, принял спектакль очень хорошо».

В татарском ТЮЗе имени Г.Кариева Национальный драматический театр имени П.В.Кучияк (Республика Алтай, Горно-Алтайск) показал спектакль «Лодочник».

Глеб Ситковский (г. Москва) о спектакле:

«Пьеса Анны Яблонской «Лодочник» ставится достаточно редко. Жанром конкретно этого спектакля является серьезная комедия. Это – спектакль-клоунада. Мне кажется, исполнитель главной роли прекрасный и очень обаятельный актер.  В спектакле вполне удачно существует актерский ансамбль. Для меня неожиданно и приятно посетить этот спектакль, так как я, честно говоря, не очень знаком с театром из Горно-Алтайска. Эта пьеса стала для меня прямо таким открытием.

Главная проблема – это проблема смерти, а она актуальна всегда. Искусство испокон веков поднимает эту проблему, так что эта тема является вечной».

На сцене Тинчуринского театра состоялся показ спектакля «Всадник счастья» Театрального объединения Республики Адыгея (Майкоп).

Критик Нияз Игламов (г.Казань) о спектакле:

«Я очень доволен, что увидел этот спектакль. Так случилось, что я знаю все национальные коллективы России кроме Адыгейского театра. Как-то так складывалось, не доезжал я до Майкопа и на фестивалях не видел. И я рад, что увидел сегодняшний спектакль, потому что это достаточно интересное и такое герметичное зрелище. В нем очень плотно от начала до конца рассказывают кодекс чести адыгейского народа, накладывая его на историческую канву. Но для того, чтобы это хорошо понять, нужно хоть немного знать историю черкесов, историю их мухаджирства, их неприкаянность и рассеянности по всему миру в силу дискриминации в Российской империи. Это, конечно, одна из самых трагичных страниц национальной истории. Очень многое здесь передано средствами театрального искусства.

Конечно, на мой вкус, они неправильно работают с масками. То есть постановщики придумали ход с масками, но не поняли, что с масками нужно работать немного по-другому. Есть специальные системы работы с маской, специальные тренинги, поэтому здесь это не вполне работает. Прием считывается сразу: у прямодушных, честных джигитов что на душе, то и на языке – они без масок. А остальные персонажи в той или иной степени постепенно снимают маски под прикосновение с честностью главного героя. Это прием, по-моему, слабоват для такого драматичного полотна. Мне кажется, что здесь немного не додумано.

Сценография – не самое сильное свойство этого спектакля. Но мне очень понравилась энергетика артистов, их очень плотное существование, вера в прилагаемые обстоятельства и даже порой какие-то вещи, которые звучат может быть с пафосом. Именно в силу их веры в прилагаемые обстоятельства, они снимают противоречия, потому что в целом это не выглядят как-то чересчур, как-то чрезмерно. Просто у них такой менталитет, такой театр, такое отношение к искусству и к жизни. В общем я очень доволен этим спектаклем».

Завершился фестивальный день показом спектакля «Марево» Татарского государственного Академического театра имени Г.Камала.

Действие повести Амирхана Еники захватывает период с 1943 по 1945 год. Место действия – Казань – столица Татарской АССР. Он и она. Начальник ОРС (Отдела рабочего снабжения) при крупном предприятии и солистка городской филармонии. Работник торговли и артистка. Они встретились случайно на железнодорожной станции в холодный зимний день. Он с ревизией торговых точек направлялся в одну из деревень республики. Туда же в составе концертной бригады на выступление торопилась и она. Она сразу обратила на себя его внимание прямым, смелым взглядом и нежной улыбкой. Он сразу же внушил ей доверие словно давний, старый знакомый…

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International