Борис Четвергов (1946 — 2013) вошел в историю музыки России, как русский композитор-мелодист, продолживший традиции русской романтической классики. Он — ученик Юрия Васильевича Виноградова и Бориса Николаевича Трубина, преподававших в Казанском музыкальном училище и Казанской государственной консерватории.
В композиторском портфолио Четвергова, несмотря на долгие годы преподавательской деятельности в Казанском музыкальном училище и Казанской консерватории, внушительный список амбициозных произведений в классических крупных жанрах: опера «Лобачевский», симфония, посвященная трагически погибшему художнику Константину Васильеву, камерная симфония, симфоническая картина «Тоннель», концерты для виолончели, скрипки с оркестром, вокальные циклы, инструментальные пьесы и циклы.
Характерная психологическая черта музыки Четвергова — романтизм, тема одиночества, и подчас не только художника, а одиночества каждой глубоко чувствующей личности. Это прослушивается и в выразительном мелодизме композитора, и в его программных замыслах, предпосланных его произведениям.
Концерт, посвящённый Борису Геннадьевичу Четвергову был составлен из камерных сочинений и переложений для камерного исполнения. Исполнителями в этот вечер стали играющие композиторы — члены Татарстанского и Российского Союза композиторов.
Трагично прозвучало начало концерта: переложение композитора Виталия Харисова для струнного ансамбля играющих композиторов МАЯТНИК Adagio Бориса Четвергова памяти композитора Рустема Яхина, которому в этом году исполняется 100 лет. Фортепианный цикл «Альбом для юношества» вновь обрел свое звучание в исполнении композиторов Алсу Абдуллиной и Алсу Сунгатуллиной. Композитор Екатерина Шатрова и Зульфия Асадуллина исполнили пьесы для виолончели и фортепиано. Три пьесы для струнного квартета Четвергова исполнил Государственный струнный квартет Республики Татарстан. Патетический этюд «Памяти Александра Миргородского» в исполнении Екатерины Шатровой стал финальным аккордом в вечер памяти Бориса Четвергова.
Следующая часть вечера была посвящена композитору, чье 110-летие широко отмечается в этом году российской общественностью.
Назиб Жиганов (1911-1988) – это имя по-прежнему у всех на устах, несмотря на то, что скоро исполнится 33 года, как этого могучего человека, композитора, руководителя, организатора, нет среди нас. Автор 16 симфоний, 8 опер, 3 балетов, большого числа камерных инструментальных сочинений, романсов и песен является слишком масштабной фигурой для исполнения в камерном зале Союза композиторов Татарстана, когда-то им самим созданном.
Питая к корифею татарской музыки глубочайший пиетет, члены сегодняшнего Союза очень творчески подошли к решению исполнительской задачи. Композиторами Екатериной Шатровой, Алсу Абдуллиной, Виталием Харисовым и Алсу Сунгатуллиной были сделаны превосходные инструментальные аранжировки на известные жигановские темы, свежо и современно звучавшие.
Классическое исполнение не утратило своей актуальности. Изумительные по красоте романсы Жиганова, арии из его опер прозвучали в прекрасном исполнении Гульнары Мурзиевой и Фаниса Мухтарова.
Блестящим завершением вечера стало исполнение 12 зарисовок для фортепиано, написанных Жигановым для юношеского исполнения, но являющихся сложными и высокохудожественными пьесами, достойными репертуара пианистки с мировым именем, — Халиды Диновой (США).
Профессор консерватории Эльфия Бурнашева, ставшая редактором цикла пьес, назвала его вершиной фортепианного творчества Жиганова.
Буколические картинки из народной жизни – та формула мудрости и любви, которой Жиганов хотел поделиться с молодым поколением, а именно, предназначая ее своей маленькой дочери Светлане.