В Екатеринбурге открылась уникальная выставка Альфрида Шаймарданова

13 января 2021 г., среда

В Музее наивного искусства под занавес Года Татарстана в России открылась выставка художника из Казани Альфрида Шаймарданова «Счастье навсегда!». В экспозицию вошло 37 работ «казанского Пиросмани». Это первая персональная выставка художника в Екатеринбурге, хотя с его творчеством посетители Музея наивного искусства в Екатеринбурге уже знакомы - в постоянной экспозиции представлены три картины Шаймарданова. Одна из работ даже была на афише, посвященной открытию музея в 2017 году.

Как и положено наивному художнику, специального художественного образования у Альфрида Шаймарданова нет. Он родился в 1961 году в деревне Сабабаш Сабинского района Татарстана. Детство же прошло в Караганде, в 1962 году родители отправились на заработки в Казахстан. Отец всю жизнь проработал на угольной шахте, мама - на хлебозаводе. Одним из самых ярких воспоминаний детства стал для Альфрида фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани, необычная судьба которого произвела на мальчика неизгладимое впечатление, оказавшееся пророческим.

После школы работал на заводе отопительного оборудования фрезеровщиком, отслужил на Северном флоте. Потом вернулся в Караганду, пошел фрезеровщиком на завод «Стройпластмасс», где произошел трагический случай - левая рука попала под пресс. Руку удалось спасти, но молодому человеку нужно было заняться чем-то менее травматичным и более осмысленным. Шаймарданов поехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский институт киноинженеров. Учеба в северной столице и культурная среда сыграли ключевую роль в творческом становлении художника.

Закончив институт, Шаймарданов приехал в Казань, где несколько лет проработал на студии кинохроники, в том числе с известным сейчас режиссером-документалистом Мариной Разбежкиной. По ее мнению, «картины Альфрида - это не столько высокое искусство, сколько способность сказать нечто, что забыто огромным количеством людей, это редчайший дар, невероятно ценный тем, что помогает нам вспомнить забытое - свое историческое детство».

Темы работ Альфрида Шаймарданова на первый взгляд довольно типичны для наивных художников - праздники, рай, животные, родной город Казань. Впрочем, при внимательном взгляде на его картины, можно заметить, что за наивностью форм скрывается насмотренность, множество символов, лукавых цитат мировых классиков наивного искусства - Анри Руссо, Нико Пиросмани, Ивана Генералича.

«Шар улетел» - самая ранняя картина художника, в работе над которой ему помогали друзья-студийцы.

«Я сам делал подрамник в изостудии. Студийцы помогали мне. С песней Булата Окуджавы "Шарик улетел" эта картина никак не связана. Она связана с моей жизнью в общежитии в Казани. Я думал тогда, что оттуда не выберусь. В комнате со мной жили милиционер и сварщик - любители выпить, постоянно были какие-то драки, выяснения отношений. Такая печальная атмосфера и свое мироощущение я перенес на холст», - отмечает автор.

Начинающему художнику тогда, можно сказать, повезло, «Шар улетел» и еще несколько работ сразу попали на большую выставку «Авангард вчера, сегодня, завтра» в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана.

Еще одна характерная особенность творческой манеры художника - буйная фантазия и ловкое жонглирование реальными и вымышленными событиями. Одна из ранних картин, к примеру, посвящена пребыванию в Казани главного сюрреалиста всех времен и народов Сальвадора Дали. Дело в том, что супруга Дали Гала (Елена Дьяконова) родом из Казани.

«В 1985 году, когда я еще и не думал становиться художником, мне на глаза попалась статья в газете "Известия" под названием "Почему коровы не летают". Статью, кстати, можно найти в интернете. Это было одно из последних интервью Сальвадора Дали. Советский журналист тогда оказался в Испании и захотел встретиться с Дали, но художник был уже сильно больной, к нему никого не пускали. Журналист тогда солгал, сказал, что он из Казани, и это сыграло решающую роль. Сальвадор Дали много чего интересного рассказал ему, разоткровенничался, признался, что многое в этой жизни повидал и испытал. И единственное желание, которое уже не осуществится - побывать на родине Галы в Казани. Я за эту мечту Дали уцепился и решил ее осуществить. У меня часто спрашивают - как рождалась картина? В данном случае она произросла из статьи в газете», - рассказал в интервью порталу «Культура-Урала.РФ» автор.

А у этой работы другая история. Дали и Гала много ездили по миру и достаточно часто, во многих странах проводили там обряд бракосочетания по местным традициям. Ну вот я поместил их в Казань, у Казанского кремля нарядил в татарские свадебные костюмы. Добавил, конечно, фирменные знаки-символы Дали - губы, глаз, яйцо, которые у него часто встречается в творчестве.

Это еще одна мифологическая и фантазийная работа художника. Первым татарским космонавтом Роберт Габитов так и не стал. Он вообще не стал космонавтом, но благодаря картине Шаймарданова, многие думают, что это так.

«Мой друг (Роберт Габитов) учился в Академии им. Жуковского в Москве и страстно мечтал стать первым татарским космонавтом. В конце 1970-х годов он даже попал на прием к Валентине Терешковой, она ему обещала помочь, устроить в отряд космонавтов. И он на радостях вернулся в часть, набрал алкоголя, решил эту новость со своими сокурсниками отметить. В общем, наутро пришел замполит и его из академии за пьянку выгнали. Он рассказал мне эту грустную историю, и я решил его мечту хотя бы на холсте осуществить. И отправил на луну. А почему конь? Ну а какой татарин без коня? Кстати, Роберт мне потом жаловался, говорил, что его теперь воспринимают как космонавта, друзья спрашивают - что же ты скрывал-то от нас, что был в космосе? Вот такая забавная история».

Фантазийная работа, авторское повторение картины 2005 года. Майя Плисецкая исполняет танец умирающего лебедя перед неким собирательным африканским племенем, во главе которого восточный правитель. Женщины, кстати, на этой картине все в масках - своеобразная дань сегодняшней коронавирусной действительности. Шаймарданов решил написать эту картину к юбилею Майи Плисецкой. В 2020 году великой балерине исполнилось бы 95 лет:

«У меня была такая маленькая работа, посвященная Плисецкой, она выставлялась в Москве в 2005 году, когда Майе Плисецкой исполнилось 80 лет, и она сама пришла тогда на выставку. Ее почитатели и особенно почитательницы, ровесницы-бабушки у нее так и спрашивали - Майя Михайловна, а вы правда выступали в Африке вот так вот, как изобразил художник? Я думал, ну все! Сейчас Плисецкая меня размажет. Но нет, она такая деликатная, объяснила бабушкам, что это фантазия художника».

В Африке, впрочем, Плисецкая выступала, но не на скале в пустыне перед африканским племенем, а в Александрии. В середине ХХ века египетская Александрия была вполне европеизированным мегаполисом, где жили немцы, греки, итальянцы. В Александрии был хороший оперный театр, на сцене которого Плисецкая танцевала в «Лебедином озере».

Работа интересна тем, что она цитирует картины более раннего периода. Например, желтый домик соотносится с работой 2005 года, когда художник увлекался абстрактным искусством. Предполагалось, что это будет просто абстрактный желтый квадрат, но переросло в нечто более материальное.

«Я любитель медитировать, когда пишу. На одну картину уходит, как правило, несколько месяцев. А в последнее время я вообще никуда не тороплюсь, ловлю кайф, пишу одну работу по 4-5-6 месяцев. Параллельно над несколькими картинами работать вообще не могу, я же не салонный художник. И никогда не ставил себе задачу писать картины на продажу. Вот для музеев - да. Поэтому у меня и форматы большие. Я изначально, когда в 90-е пришел в изостудию, сказал - я буду писать только для музеев, никакие картины под мебель меня не волнуют. Это вообще тернистый путь, конечно, сложный, но я его выбрал. И, как мне кажется, я на своем месте нахожусь. Часто, когда пишешь картины, а потом устраиваешь выставки, испытываешь понимание, что все это правильно и ощущение счастья. Счастья, от того что нахожусь на своем месте».

Выставка «Счастье навсегда!» работает в Музее наивного искусства (г. Екатеринбург, ул.Розы Люксембург, 18) до 4 апреля 2021 года.

Текст Ирины Киселевой, фотографии Евгения Поторочина / Культура-Урала.РФ

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International