В Музее археологического дерева «Татарская слободка» музея-заповедника «Остров-град Свияжск» 12 и 13 декабря в Свияжске состоялись премьерные показы сценической оратории Александра Маноцкова.
Композитор представил публике сочинение для девяти голосов и деревянных ударных «Ахыр-заман, яки агачоҗмах» / «Конец времён, или деревянный рай».
Показы прошли в режиме ограничений по количеству зрителей – с аншлагом, который только возможен в нынешней ситуации. Для зрителей был организован трансфер в Свияжск из Казани.
Вокальные партии оратории исполнили солисты Государственного Камерного Хора Республики Татарстан под руководством МиляушиТаминдаровой, партии на деревянных ударных инструментах – ксилофонах и маримбе – исполнили артисты Молодёжного Оркестра Sforzando.Кроме того, в качестве «музыкальных инструментов» в оратории были задействованы поленья и топоры, а также специально изготовленные вудблоки,обыгрывающие образ деревянных сторожевых колотушек.
Музыканты располагались внутри центральной части экспозиции музея – раскопа с деревянными строениями XVI-XVIII веков. Музей археологического дерева находится в посадской части Свияжска, где, согласно «Писцовой книге Свияжска» в XVI веке располагались так называемый «Татарский двор» и Татарская улица.
Археология открывает для современного зрителя как бы остановившееся время – время, которое прекратило течь для тех, кто создал сохранившиеся в земле деревянные строения. В сущности, глядя на них, мы становимся свидетелями не прошлого – а остановившегося настоящего. Музыка Александра Маноцкова подчеркивает это впечатление – в произведении слышим цитаты из народных напевов, с большой вероятностью звучавшие в этом же пространстве в прежние века.
Конец времени – это и личный опыт, который̆ суждено обрести каждому, и образ, который̆ часто становится предметом художественного осмысления. Основой музыкального представления стали фрагменты книги о конце времён, написанной̆ в XII веке Сулейманом Бакыргани (в конце XIX века её с подробным комментарием перевёл на русский̆ язык казанский̆ священник Евфимий Малов) и стихотворение Осипа Мандельштама о «деревянном рае» (в переводе на татарский̆ Луизы Янсуар).
Организаторы события: Фонд поддержки современного искусства «Живой город», Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» при поддержке министерства культуры Республики Татарстан, музыкальный продюсер — Фонд развития исполнительского искусства Республики Татарстан «Sforzando».
Справка
Александр Маноцков — автор инструментальных и вокальных сочинений, исполнявшихся в России и за рубежом. Сочинения Маноцкова — в репертуаре Московского Ансамбля современной музыки, оркестра «Новая музыка» (Казань), ансамбля OpusPosth Татьяны Гринденко, ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрея Котова, ансамбля N'Caged Арины Зверевой и др. Также работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific.
Как исполнитель (голос, дирижёр, виолончель, контрабас, перкуссия, народные и нетрадиционные инструменты) участвует в разнообразных составах, играющих старинную, современную, импровизационную музыку.
Автор нескольких опер, в том числе «Гвидон» («Золотая Маска» в 2011г., номинация «Эксперимент») в театре ШДИ, «Золотое» (по заказу фестиваля «Золотая Маска», на сцене оперного театра им. Станиславского, 2009), Haugtussa (RogalandTeater, Ставангер, Норвегия, 2011), TheFourQuartets (E.O'NeillCentre, США, 2012), «Страсти по Никодиму» («Платформа», 2013), «Бойе» (Красноярск, Музей современного искусства, 2013), «Титий Безупречный» (Камерный музыкальный театр им. Покровского, 2015), «Снегурочка» (театр «Старый дом», Новосибирск «Золотая Маска» в 2017г., номинация «Эксперимент»), «Чаадский» (2017, «Геликон-опера»), «ЕР-ТӨСТIK» (театр «ARTиШОК», Алматы, Казахстан, 2020).
Также в числе сочинений Александра Маноцкова – оперы, поставленные в Свияжске и основанные на исторических документах: «Сны Иакова или Страшно место» (спектакль – обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» 2019 года) и «Красный сад». Написана и готовится к постановке в следующем году завершающая часть трилогии – «Лодка».
Фото: Александр Эшкинин