Четвертый день кинофестиваля ознаменовался долгожданным показом фильма «Потеря» Ильдара Ягафарова – истории о тихой потере целого поколения татар, выражающейся в отсутствии преемственности культуры и самосознания.
На пресс-конференции, состоявшейся сразу после показа в рамках конкурсной программы VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, присутствовал режиссер фильма Ильдар Ягафаров и исполнитель главной роли в фильме Марсель Тимофеев.
Ильдар Ягафаров – член союза кинематографистов России, режиссёр первого татарского игрового художественного фильма, автор концепции татарского сентиментального неореализма в кинематографе. В 2000 году снял фильм «Бэхеткэй», за которую год спустя получил диплом Дней тюркского кино в Стамбуле. В ноябре 2005 года Ильдар Ягафаров основал киностудию «Я-продакшн», которая занимается в основном производством художественных, документальных, представительских, семейных фильмов, музыкальных клипов, аудиороликов, рекламных видеороликов. За 6 лет работы создано более 400 работ, среди которых более 150 рекламных роликов, которые транслируются на федеральных и региональных каналах.
В 2012 году Ильдар Ягафаров снял фильм «Потеря», основой сюжета которого является история о трех братьях. Старший брат – современный человек, живущий в Казани, средний остался в деревне с отцом, он представитель коренных жителей деревни, младший брат живет в Санкт-Петербурге и совсем забыл о своей культуре.
Однажды отец героев (Ати) уходит на охоту и не возвращается, и братья возвращаются в родовое гнездо, чтобы отправиться на его поиски. Наблюдая за героями, анализируя их разговоры, взаимоотношения, ситуации, в которых они оказываются, мы понимаем: братья изменились настолько, что стали чужими друг другу и отдалились от родного гнезда. У каждого из них свои цели, интересы, отношение к жизни.
В ходе пресс-конференции режиссер Ильдар Ягафаров ответил на вопросы о фильме и не только.
- О чем Ваш фильм?
- «Потеря» - это не столько история трех братьев, сколько та ситуация, в которой оказался я, оказались люди моего поколения», - комментирует фильм режиссер. Мы сейчас очень многое теряем – теряем язык, не читаем собственную литературу, не слушаем собственную музыку. Мы увлекаемся другими культурами. Внешне фильм о том, что три брата ищут отца, он бытовой. Но я постарался вложить в фильм философскую идею о том, что нам необходимо вернуться к собственной культуре, собственному языку, нам надо объединяться, нам нужно понимать и принимать друг друга такими, какие мы есть. В фильме есть ключевая фраза «мы разные, но мы родные.
- Изначально фильм шел под названием «Суп». Почему Вы в итоге название поменяли?
- Изначально у нас все вертелось вокруг этого супа, это правда. Но после монтажа мы поняли, что первоначальное название мало связано с получившейся картиной. Если честно, то сценарий рождался у нас очень тяжело, он изменялся прямо на площадке, мы очень многое обсуждали и меняли вместе с актерами.
- Как вы отбираете актеров, какими принципами руководствуетесь?
- Для меня главным критерием при подборе актеров является «реальность» актера в кадре, поэтому часто бывает, что мы берем непрофессионалом. Очень большое спасибо хочется сказать Равилю Шарафееву, это наша звезда, посмотреть на него пришло очень много зрителей. Он и Ирек Хафизов были нашими единственными профессиональными актерами.
- Каково ваше впечатление о фестивале?
- Не мне обсуждать фестиваль, для меня – это площадка для общения. Но я вам так скажу - я ездил на многие фестивали России, был на Кинотавре, в Каннах. И могу с уверенностью утверждать, что этот фестиваль – лучший в России по уровню организации, в плане гостеприимства, да и во всем остальном. Режиссеры всегда будут стремиться сюда приехать.
- Что вы планируете делать с фильмом? Каковы дальнейшие планы?
- Мы обо всем думаем поэтапно. Сейчас у нас проходит фестиваль, потом, думаю, ТНВ с удовольствием покажет фильм у себя.
- Каково ваше отношение к современному кинематографу Татарстана?
- Сейчас идет много разговоров о том, что в Татарстане кино нет, оно не создается. Мне кажется, наоборот, сейчас идет волна нового кино, которое снимает новое поколение молодых и перспективных режиссеров и операторов. Мы снимаем свое кино, раскрываем свои проблемы. Я считаю, что раз мы живем в Татарстане в Российской Федерации, мы часть большого государства, мы народ, и мы должны о себе заявлять. Поэтому я хотел снять этот фильм.
- Как, на Ваш взгляд, можно стимулировать развития кинематографа?
- Кино будет развиваться всегда, кто бы что ни говорил. Я смотрю на молодых и удивляюсь – вот откуда у них это берется? Я вижу неимоверное желание снимать, это есть, такие люди у нас рождаются. Нужно понимать, что за Голливудом никогда нам не угнаться, такие же фильмы не снять, слишком сложные технологии. Нам надо снимать авторское кино о себе, о народе, о культуре. Не гнаться за большим бюджетом, а думать о зрителе, который хочет увидеть историю о себе.
В заключение пресс-конференции Ильдар Ягафаров оказал честь фестивалю и принял участие в новом проекте фестиваля – музее «Звездная РУКопись».
Пресс-служба Министерства культуры РТ