Музею-заповеднику «Казанский Кремль» была передана физическая копия рукописи «Записки» Ибн Фадлана и коллекция книг по исламской культуре.
Фонд Ибн Сины (Москва), занимающийся поддержкой культурных и образовательных проектов по изучению и популяризации наследия исламского мира, передаст физическую копию рукописи одного из старейших травелогов – «Записки» Ибн Фадлана. Рукопись Ибн Фадлана – это свидетельство о посольстве из Багдада в Волжскую Булгарию в 921–922 годах, содержащее первые в истории описания земель поволжских народов и их обычаев. Единственная известная науке рукопись сочинения, датируемая XII–XIII веками, хранится в библиотеке Остана Кудс-и Ризави в г. Мешхед (Иран). Специально для музея копия рукописи изготовлена Центром микрофильмирования «Нур» (Нью-Дели, Индия). Факсимиле займет место в экспозиции Музея исламской культуры.
Андрей Лукашев, кандидат философских наук, специалист в области исламской философии, директор по науке Фонда Ибн Сины:
«По всему миру существует очень большое количество мусульманских рукописей, которые утрачиваются каждое мгновение. Пока мы с вами здесь сидим и общаемся может быть уже с десяток древних мусульманских рукописей истлело и не подлежит восстановлению, потому что огромные собрания этих рукописей, например, есть в Индии и далеко не до всех из них доходят руки исследователей, музейных работников, реставраторов. Их выедают червячки, они окисляются, стираются надписи на этих рукописях. Когда руководитель Центра микрофильмирования «Нур» г-н Хаджи впервые прибыл в Индию, он увидел, как истлевает на глазах вот это все уникальное наследие, он занялся его сохранением. Изначально они эти рукописи реставрировали, консервировали и микрофильмировали.
Но в чем проблема с микрофильмами? Они тоже утрачиваются, засвечиваются и сгорают. Сейчас у нас век революционных технологий, поэтому есть возможность их сохранить в электронном виде. Но носители тоже постоянно меняются, и они тоже периодически утрачиваются. Можно хранить в облачных сервисах, но там тоже информация может быть утрачена.
Как надёжно сохранить эти рукописи, если есть всего один экземпляр уникальной мусульманской рукописи. И тогда г-н Хаджи пришел к мысли, что можно делать небольшие тиражи их физических копий. Мы берем уникальную рукопись, делаем её электронную копию, а дальше ручным способом, традиционным, как это было в средневековье, изготавливается бумага. Та бумага, на которой писались классические мусульманские рукописи – это совсем не та бумага, которой мы пользуемся сейчас. Нынешняя бумага для красоты отбеливается химическими составами, из-за этого она становится тонкой и хрупкой, недолговечной. Кроме того, для производства современной бумаги идет в дело вся древесина, а в ней относительно небольшой процент целлюлозы. Классическая бумага изготавливалась из волокна, полученного из коры тутового дерева. И в ней содержание целлюлозы больше 90 процентов. Это позволяло бумаге сохраняться в течение столетий.
Это же касается и чернил. Чернила сейчас изготавливаются не для того, чтобы сохранять записи в течение столетий. А в мусульманской культуре были выведены рецепты чернил, которые и влагостойкие, и не растворяются, и сохраняют свои свойства в течение многих столетий. Эти чернила остаются на бумаге. Эти чернила, рецепт которых сохранился, также используются в изготовлении таких физический копий рукописей, то есть берется именно та бумага, на которой записывались рукописи мусульманские 500 лет назад, чернила по тому же рецепту».
Также в дар библиотеке Музея исламской культуры переданы более 50 книг издательства «Садра», выпущенных при поддержке Фонда Ибн Сины. Это – фундаментальные исследования по исламской культуре, богословию, искусству, поэзии. Особую значимость представляют книги о мусульманах России: «Мусульмане в советском Петрограде-Ленинграде (1917-1991)» Рената Беккина, «Человек на минбаре. Образ мусульманского лидера в татарской и турецкой литературах» Альфины Сибгатуллиной, «Из хроники в историографию: Историческое сочинение мусульман России конца XIX - первой половины XX в.», и др. Второй блок книг посвящён богословским и философским вопросам: «Мир смысла в немногих словах» Андрей Лукашева, «Мир исламского мистицизма» Аннемари Шиммель. Третий блок книг составляют работы по исламскому искусству и поэзии: «Трактат о каллиграфах и художниках» Кази Ахмада Куми, «Формирование исламского искусства» Олега Грабара и др. Книги будут доступны для всех желающих в библиотеке Музея исламской культуры.