В Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка Зуфара Гаянова «Путь познания»

19 декабря 2025 г., пятница

24 декабря в 16.00 в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ откроется выставка Зуфара Гаянова «Путь познания». Зуфар Гаянович Гаянов (1941-2015) – художник книги, народный художник Республики Башкортостан (2003), член Союза художников РСФСР (1975). Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Габдуллы Тукая: главной смысловой точкой станет серия работ на шелке, созданная по мотивам произведений классика татарской литературы. В экспозиции выставки ранние произведения 1970-х гг. – пейзажи и натюрморты, выполненные в техниках акварели и офорта, – соседствуют с образно-тематическими работами, вдохновленными древней китайской живописью «гохуа».

Родился в 1941 г. (село Сейтяково Балтачевского района БАССР). Получил профессиональное образование в Московской государственной академии художественного образования и Уфимском государственном институте искусств. Жил и работал в Уфе с 1969 г. С 1972 г. сотрудничал с Башкирским книжным издательством. С 1981 по 1987 гг. – директор Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. С 1996 по 2013 гг. преподавал на факультете живописи Уфимской государственной академии искусств (ныне – Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова). Произведения хранятся в музеях и картинных галереях России, в отечественных частных собраниях и за рубежом (Германия, Франция, Турция, Болгария, Китай, США).

Творчество Зуфара Гаянова многогранно по характеру и стилистике, которые в свою очередь тесно связаны и полностью зависят от избранных художником техник и жанров. На протяжении более чем 50 лет его творческий путь развивался последовательно: от академической графики и живописи – к освоению восточных техник; от жанровой раздельности – к свободному сочетанию пейзажа, аллегории, медитативного образа и историко-мифологического сюжета.

Важнейшей особенностью его работ является светоносность. Свет у Гаянова не имитирует реальное освещение, а возникает изнутри картины – за счёт сочетания цвета, текстуры и символики. Особое внимание заслуживает приём недосказанности. Художник намеренно оставляет свободные, незаполненные участки в композиции (в традиции китайского люй-бай – «оставленная белизна»), что приглашает зрителя к самостоятельной интерпретации.

Анализ ключевых циклов творчества Зуфара Гаянова выявляет три ведущих мотива.

Во-первых, это переосмысление мифа: в цикле «Урал-батыр» герой представлен не как властелин природы, а как её порождение - его фигура возникает из скал, облаков, огня и воды. В этом отражается мировоззрение тюркских народов, в котором человек понимается как органичная часть природы и космоса, а не как центр мироздания.

Во-вторых, Гаянов развивает концепцию времени как памяти: в работах, связанных с личной и культурной историей, прошлое и настоящее существуют не последовательно, а одновременно, наслаиваясь друг на друга.

В-третьих, для художника техника заключает смысл: освоив китайскую живопись гохуа, он не имитирует её внешние признаки, а глубоко усваивает её эстетические принципы – ценность пустоты как пространства для размышления, лаконичность как форму сосредоточения идеи. При этом он наполняет эту технику башкирской образностью и философией, создавая уникальный гибридный язык.

Выставка будет открыта для посещения с 25 декабря по 18 января 2026 г. включительно на втором этаже Национальной художественной галереи «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский Кремль, Шейнкмана, 12, 3 подъезд).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International