Уникальная экспозиция модернизма 1920–1930-х годов из Каракалпакского государственного музея искусства имени И. В. Савицкого и Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим».
В Выставочных залах Присутственных мест Музея-заповедника «Казанский Кремль» откроется выставка «Свет между мирами», посвященная малоизученному пласту советского, узбекского и русского модернизма 1920–1930-х годов.
Международный проект объединил две уникальные коллекции, сформированные вопреки всем правилам комплектации советского музея. В экспозицию вошли более 130 живописных и графических работ художников, в числе которых — Александр Волков, Роберт Фальк, Александр Осьмеркин, Климент Редько и другие, — из коллекций Государственного историко-художественного Музея «Новый Иерусалим» и Каракалпакского государственного музея искусства имени И. В. Савицкого (Узбекистан, г. Нукус).
Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана:
«Произведения из коллекции музея им. И. В. Савицкого в диалоге с собранием “Нового Иерусалима” позволяют увидеть многослойную картину художественной жизни 1920–1930-х годов — времени интенсивных поисков и переосмысления роли искусства. Для нас важно, что рядом с признанными мастерами модернизма представлены работы художников, которые лишь недавно начали возвращаться в поле внимания, открывая новые пласты культурной атмосферы эпохи. Уверена, что выставка позволит по-новому взглянуть на наследие авангарда и поставангарда и почувствовать ту интеллектуальную энергию, которая формировала искусство тех лет».
С инициативой создания совместной выставки Музей «Новый Иерусалим» выступил еще в 2019 году, спустя несколько лет была достигнута договоренность о ее проведении. При поддержке Правительства Московской области проект прошел с мая по ноябрь 2025 года в Музее «Новый Иерусалим».
Выставка «Свет между мирами» в выставочных залах Присутственных мест Казанского Кремля позволит по-новому взглянуть на художественный процесс 20-х — 30-х годов XX века, во всей его сложности и многообразии.
Экспозиция выстроена как последовательность тематических разделов, отражающих поиски художников 1920–1930-х годов.
В разделе «Мастера нового Востока» представлены работы, формирующие образ
Востока и национального модернизма (Александр Волков, Николай Карахан и другие).
«Лица времени» посвящены портрету как хронике эпохи и исследованию типажей нового общества.
«Метафизика 1920–1930-х» обращается к философским поискам Климента Редько и Соломона Никритина, которые стремились отобразить на холсте стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьбу индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, колебания радиоволн.
Раздел «Открытие нового мира. Объединение “Цех живописцев”» посвящён художникам — Александру Шевченко, Ростиславу Барто, Николаю Витингу и другим, — отстаивавшим значимость станковой живописи как носителя духовного опыта и подлинных смыслов истории на фоне увлечения индустриальным производством и дизайном.
Каждый из разделов подчеркивает полифонию и экспериментальный дух времени, сохраняя уникальность авторских высказываний.
«Россия во всем ее национальном многообразии и Республика Узбекистан – два самобытных региона, с богатейшей историей, культурой и духовной жизнью. Выстраивание культурного диалога между ними – это не просто дань уважения к прошлому, но и стратегическая необходимость для будущего. Культурный обмен обогащает обе стороны, способствует лучшему взаимопониманию и создает благоприятную почву для развития во всех сферах.
Открытие выставки "Свет между мирами", объединившей сокровища из коллекции музея им. Савицкого (Нукус) и музея "Новый Иерусалим", является ярким примером плодотворного культурного моста между двумя странами», — отметил директор ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль» Ильнур Рахимов.
Оба собрания – и коллекция Музея «Новый Иерусалим», и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого – формировались в условиях, когда многие произведения искусства оставались вне официального культурного поля. Однако сейчас у посетителей будет возможность прикоснуться к исключительному явлению в истории мировой культуры, в котором воплотился уникальный опыт становления самосознания человека.
Адрес: Казань, Музей-заповедник «Казанский Кремль», Выставочные залы Присутственных мест, 1 подъезд, 2 этаж.
Для посетителей выставка будет доступна с 3 декабря 2025 г. – 5 апреля 2026 г.
Для справки:
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF) занимается сохранением, продвижением и развитием наследия, искусства и культуры Узбекистана. Находясь на переднем крае культурного развития Узбекистана, ACDF стремится содействовать развитию культурной экосистемы страны, стимулировать творческую экономику и предоставлять возможности для практиков на местном, региональном и глобальном уровнях. ACDF считает, что культура и наследие играют жизненно важную роль в формировании общества, объединении сообществ, налаживании связей между поколениями и содействии межкультурному диалогу. ACDF успешно провел четвертую Всемирную конференцию по креативной экономике (WCCE) (2-4 октября 2024 г.) в Ташкенте и первый Аральский культурный саммит (4-6 апреля 2025 г.) в Нукусе, Каракалпакстан. В настоящее время Фонд возглавляет участие Узбекистана в Expo 2025 в Осаке, Кансай, Япония (апрель – октябрь 2025 г.), возрождение Центра современного искусства в Ташкенте, строительство нового Национального музея Узбекистана, спроектированного Тадао Андо, а также реставрацию и частичную реконструкцию Дворца великого князя Романова. ACDF также запустил «Ташкентский модернизм XX/XXI», продолжающийся исследовательский проект по документированию и защите модернистской архитектуры города, в рамках которого были выпущены две значимые публикации в сотрудничестве с RizzoliNew York (опубликована в ноябре 2024 года) и Lars Müller Publishers(опубликована в мае 2025 года). В Бухаре ACDF запустил первую Бухарскую биеннале в сентябре 2025 года. В Самарканде ACDF будет принимать предстоящую 43-ю сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО (30 октября — 13 ноября 2025 года).
На сегодняшний день ACDF привлек более 3,5 миллионов посетителей благодаря знаковым выставкам в 17 странах: от Лувра и Института арабского мира в Париже до галереи Уффици во Флоренции, Британского музея в Лондоне и Музея дворца в Пекине. Благодаря проектам, представленным в Европе, Азии и Персидском заливе, а также сотрудничеству с более чем 40 международными музеями и культурными учреждениями, Фонд усиливает голоса и истории Узбекистана на самых влиятельных культурных аренах мира.
О Гаянэ Умеровой
Руководитель Департамента креативной экономики и туризма Администрации Президента Республики Узбекистан и председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана (ACDF), возглавляет работу по созданию культурной инфраструктуры Узбекистана. Ее усилия привлекают внимание всего мира к искусству, художникам и культурному наследию страны. В настоящее время она курирует реставрацию и развитие Центра современного искусства в Ташкенте, который станет новым культурным центром региона, а также является комиссаром Бухарской биеннале (5 сентября – 20 ноября 2025 года). Она возглавила первый Аральский культурный саммит (4-6 апреля 2025 года), руководит строительством нового Национального музея Узбекистана, спроектированного Тадао Андо, и возглавляет предстоящую 43-ю сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоится в Самарканде 30 октября - 13 ноября 2025 года. С 2021 года она является комиссаром павильона Узбекистана на Венецианской биеннале искусства и архитектуры, а также курирует участие Узбекистана в Экспо-2025 в Осаке и другие значимые проекты.
Стремясь повысить значимость Узбекистана на международной культурной арене, Умерова занимает должность председателя Национальной комиссии Узбекистана по делам ЮНЕСКО при Кабинете министров, а в апреле 2025 года была награждена французским Орденом искусств и литературы. Ее приверженность государственной службе проявляется в ее стремлении создавать возможности для молодежи в культурном секторе Узбекистана и развивать культурную экономику, которая объединяет сообщества и поколения.
Каракалпакский государственный музей искусства имени И. В. Савицкого (Нукус)
Савицкий И. В. впервые начал собирать предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков и искусство древнего Хорезма для Каракалпакского филиала Академии наук Узбекистана. После создания музея фонды начали прирастать другими направлениями — скульптура, графика, живопись 1910–1940-х годов, затем современное станковое и монументальное искусство.
Первоначальный костяк коллекции строился вокруг художников с русскими корнями, работавших в Центральной Азии — Илья Мазель, Михаил Курзин, Александр Николаев (Усто Мумин), Александр Волков, Виктор Уфимцев, Елена Коровай, Николай Карахан, Урал Тансыкбаев, Надежда Кашина, Роберт Фальк, Павел Беньков, Василий Рождественский и другие.
Коллекция живописи выросла до 90 000 единиц хранения, включив множество неизвестных и нигде не представленных художников.
Музей «Новый Иерусалим»
Формирование коллекции искусства XX века в Музее «Новый Иерусалим» началось в середине 1980-х годов, когда музей ещё находился на территории монастыря и носил название Московского областного краеведческого.
Комплектование фондов происходило «с чистого листа» при поддержке директора Василия Нижегородова и инициативе сотрудников музея, которые продолжают эту работу по сей день. Когда музей начал собирать коллекцию, изучение авангарда только начиналось, однако уже было очевидно, что искусство XX века вырастает на его фундаменте.