В Казани на площадке Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык» состоялась Фестиваль-лаборатория «ГИТИСFEST.Театральное Поволжье 2025».
В проекте от Республики Татарстан принимают участие воспитанники Детской татарской театральной студии «Апуш», победившие в VI сезоне Фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Фестиваль проходит в регионах Приволжского федерального округа. В течение 7 дней молодые театралы будут работать с педагогами и режиссерами-выпускниками ГИТИСа над созданием эскизных постановок, которые планируется показать в 5 городах округа в местах стоянок теплохода: Самаре, Саратове, Казани, Чебоксарах, Нижнем Новгороде.
В этом году фестиваль получил статус международного, объединив студентов-актеров из Китая и Кыргызстана, лауреатов окружного проекта «Театральное Приволжье», выпускников, студентов, педагогов ГИТИСа и актеров-студентов профильных театральных школ Приволжского федерального округа. В проекте также примет участие Шанхайская театральная школа и театральное училище при Кыргызском национальном академическом театре драмы им. Т.Абдумомунова.
Тема фестиваля в этом году – творчество Антона Павловича Чехова. 165-летний юбилей великого русского классика станет основой образовательных программ, творческих экспериментов и театральных постановок.
Ключевая тематика эскизов – Великая русская река Волга и классика русского театра.
Первый эскиз - «Чайка» - стал настоящим отражением мировой души, о которой говорится в пьесе Константина Треплева. Здесь переплелись и закружились в причудливом танце реплики всех героев, сближая судьбы и мысли героев друг с другом. Режиссер Анастасия Романцова исследовала проблему двойственности и схожести главных героев пьесы - здесь нет отдельных цельных персонажей, лишь некие осколки образов, собирающиеся в полилоге героев. «Люди, львы, орлы и куропатки…» здесь не фантазия юного писателя, а лейтмотив конфликтности поколений, преемственности между творческим прошлым и будущим.
Связь между прошлым и будущим и есть настоящее. В своем эскизе Петр Алексеенко отразил актуальность рассказа «Драмы» А.П. Чехова, сатира на театральные проблемы современности получила полное воплощение. Эскиз захватил зрителя с первых мгновений своим буйством форм, звуков и образов. Студенты Самарского колледжа культуры стали «Мурашами» и сыграли «Санту-Барбару по Мурашкиной».
После обсуждения начался эскиз по рассказу «В рождественской ночь» режиссера Алёны Гончаровой. Во время действия чувствовалось с каким трепетом и нежностью творческая команда отнеслась к Антону Павловичу. Режиссер через героя Сергея Жука внес в рассказ инфернальность и ощущение двоемирия - его персонаж стал проводником в мистику. А героиня Ирины Завгородней являлась той самой вертикалью спектакля, проводником рождественского чуда, пронесенного через плотный сумрак ночи перемен.
Проект «ГИТИСFEST. Театральное Приволжье 2025» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Российского института театрального искусства – ГИТИС, Фонда содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО.