В Главном здании ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 64) состоится открытие выставки «Импрессионист Константин Кузнецов. Россия-Франция. Возвращение». Константин Кузнецов (1863 – 1936) – единственный из отечественных живописцев, столь прочно и полно влившийся в традицию французского импрессионизма. Он не только интегрировался в направление, но и смог внести в него новизну и масштаб. Он учел опыт сезаннизма, символизма, фовизма, при этом обогатил свой стиль личным переживанием природы. В изображения уголков Бретани и Нормандии он смог привнести широту и масштаб, свойственные русскому пейзажу. Для западного искусства он стал «последним рыцарем импрессионизма», оставаясь верен этому направлению до своей смерти в 1936 году, даже в те десятилетия, когда повсеместно распространился модернизм. Кузнецов придерживался метода на протяжении более тридцати лет, и на его полотнах импрессионизм пережил поступательное, обладающее устойчивой динамикой развитие.
Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье. Его отец занимался торговлей и видел сына продолжателем дела, но юноша увлекся живописью. Константин брал частные уроки, возможно, посещал рисовальную студию Андрея Карелина в Нижнем Новгороде.
В 1896 году Кузнецов увидел на французской художественно-промышленной выставке в Москве произведения Клода Моне и, пораженный, отправился учиться живописи во Францию. Он оставил управление предприятием на попечение своих братьев, а сам в 33 года поступил в студию Фернана Кормона (учителя Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента Ван Гога, Виктора Борисова-Мусатова) в Париже.
В 1900 году Кузнецов вместе с молодой женой окончательно поселился в Париже в апартаментах с мастерской на улице Клиши. Кузнецов был сразу принят в престижный салон Société Nationale des Beaux-Arts (что было большой редкостью для эмигранта), а его творчество стало предметом пристального внимания известных критиков своего времени – Франсуа Тьебо-Сиссона, Роже Маркса, Гийома Аполлинера, Александра Бенуа.
В 1900-е годы Кузнецов часто выставлял свои картины в России, присылая их на выставки Московского товарищества в Москве и Петербурге, и тем самым влиял на молодых русских художников. Своим искусством он давал возможность познакомиться с французской живописью и природой в собственной интерпретации. Как отмечал критик Александр Ростиславов, его полотна были «чрезвычайно хороши для пропагандирования импрессионизма», а его товарищ Виктор Борисов-Мусатов и вовсе проводил время в залах с полотнами Кузнецова, чтобы вновь «побывать в милой Франции».
С первых лет выставочной деятельности Кузнецову удалось заслужить расположения как критики, так и жюри крупнейших французских салонов. Его картины экспонировались рядом с полотнами Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара, Василия Кандинского, Виктора Борисова-Мусатова, Михаила Ларионова, печатались в каталогах и регулярно упоминались в прессе тех лет. Художник держал свою мастерскую на бульваре Монпарнас и добился признания в европейской выставочной среде.
До 1917 года Константин Кузнецов получал доход с семейных предприятий, которые после смерти отца были разделены между братьями. Материальный достаток позволял Константину Кузнецову развивать свой путь в творчестве: он никогда не писал ради заработка, а исключительно по зову сердца. То, что Кузнецов не продавал картин, помогло сохраниться его произведениям в виде единой коллекции, которая передавалась по наследству четырьмя поколениями Кузнецовых. Масштабная выставка отражает уникальную историческую ситуацию: собрание работ мастера начала XX века сохранилось так, как если бы только что вышло из мастерской художника. На многих картинах остались надписи автора, и сотрудники фонда впервые решили показать оборот его картин, чтобы зрители смогли заглянуть «за кулисы» творчества.
Впервые на выставке также будут показаны рабочие инструменты мастера, которые были переданы в дар фонду потомками художника – это его кисти и краски. Мастер много работал на пленере, и поэтому этюдник с красками, который экспонируется на выставке, сопровождал его везде – не только в мастерской, но и в дальних поездках на природу, в которых он устраивался с мольбертом на отвесных скалах, чтобы написать пейзажи окрестностей с большой высоты.
Константин Кузнецов не планировал становиться эмигрантом. До 1914 года он регулярно приезжал на Родину. Оставаясь преданными сынами своего Отечества, Кузнецовы активно помогали военнопленным, собирали гуманитарную помощь, жертвовали личные сбережения и драгоценности на нужды армии. После Октябрьской революции предприятия Кузнецовых в России были национализированы и возвращаться стало опасно. Кузнецов не принял произошедших политических изменений и до конца своей жизни так и не сдал паспорт гражданина Российской империи, оставаясь преданным подданным уже несуществующей страны. Он также не принял и французского гражданства, веря, что сможет в будущем вернуться на Родину. Константин и его супруга Александра воспитали своих детей и внуков в любви к русской культуре, и одна из дочерей, Елена Вивье-Кузнецова, внесла в клад в ее популяризацию во Франции: в 1930-е годы были изданы переводы ее авторства произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина (в том числе повесть «Вий» с иллюстрациями Кузнецова, издание также экспонируется на выставке).
Константин Кузнецов много работал в регионах Франции, прежде всего, в окрестностях Парижа (Буживаль, Сель-Сен Клу), а также в Бретани и Нормандии, после 1926 года он жил и работал исключительно в Париже. Художник на протяжении всего творческого пути вдохновлялся французским импрессионизмом. Что важно, это направление в его интерпретации не было статичным, скорее живым и постоянно меняющимся. В 1920-е годы через личные переживания и собственную эволюцию стиля он вышел к рубежам экспрессионизма: в его картинах появились резкие линии, незакрашенные участки холста, контрастные и темные цвета, манера стала более сложной и динамичной. Тем не менее, он не оставил самую суть импрессионизма: мгновенность схваченного впечатления, внимание к состояниям природы, артистизм исполнения. Его можно было назвать, как это и делала пресса, последним рыцарем импрессионизма. «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», – писал критик Франсуа Тьебо Сиссон, известный интервьюер Клода Моне.
Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова, организатор выставки в ГМИИ РТ, обладает уникальным собранием произведений художника и материалов из его архива. Собрание фонда насчитывает более 300 полотен живописи и более 100 произведений графики. Произведения Константина Кузнецова бережно реставрируются и изучаются, новые материалы о художнике представляются в музеях и научном сообществе. В 2018 году фондом была издана фундаментальная монография о художнике «Константин Кузнецов: русский, который один из нас».
В торжественном открытии выставки примут участие коллекционер, меценат, основатель Фонда Андрей Щербинин, а также искусствовед, директор фонда Константина Кузнецова Константин Ещеркин и искусствовед, кандидат наук, заместитель директора фонда по научной работе Екатерина Усова.
До показа творчества Константина Кузнецова в Казани, выставка произведений художника была представлена в Государственной Третьяковской галерее, а также в художественных музеях Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. В экспозиции в ГМИИ РТ будет представлено более 100 экспонатов – среди них более 80 произведений живописи и графики (раннее творчество автора, портреты семьи, пейзажи, символические композиции), а также фотографии и обширный архивный материал, представленные Фондом и потомками художника, а также материалы из отдела рукописей и книг Научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета. Живописную выставку дополняют произведения декоративно-прикладного искусства из собрания ГМИ РТ конца XIX – начала ХХ века.
Выставка будет работать на втором этаже Главного здания музея и займет 6 залов.
Выставка продлится до 9 марта 2025 года.