Ювелир Равкат Мухаметшин в «Искусство жить»: «Моя задача – сохранить наши традиции»

16 октября 2024 г., среда

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась творческая встреча с художником-реставратором Равкатом Мухаметшиным, который является единственным в России ювелиром, создавшим уникальные реконструкции украшений, относящихся к булгарскому, золотоордынскому и татарскому периодам времени, восстановившим полностью процесс их изготовления. Организатором встречи выступила руководитель центра «Искусство жить» Айсылу Ахметшина, модератором - коллекционер и реконструктор татарского национального костюма Гульшат Нугайбекова.

Хотя большинство ювелирных изделий Равката Азатовича хранятся в музеях Казани, Болгар, гости  встречи смогли воочию увидеть часть произведений из его личной  и частной коллекции Гульшат Нугайбековой, с которой, к слову, они совместно осуществляют реконструкцию и реставрацию старинных татарских украшений, восстанавливая их первоначальный облик, даря им «вторую жизнь» для дальнейшего представления на экспозициях.

Перед началом встречи был проведен небольшой экскурс по фотовыставке, посвященной образам татарских женщин  различных возрастных и территориальных групп, которая передала полноту картины образов, изящно сочетавших в себе татарские украшения с одеждой и головными уборами. 

«В традиционных украшениях заложен очень интересный корень, который связывает человека с природой и менталитетом», – уверен Равкат Мухаметшин.

Ювелирным ремеслом Равкат Азатович начал заниматься в 1985 году. Сотрудничал в качестве реставратора с Музеем истории Республики Узбекистан, с 1991 года - с Национальным культурным центром «Казань» Республики Татарстан, а в 2003 году был приглашен в столицу Татарстана по линии Всемирного конгресса татар для подготовки экспозиции к 1000-летию города, где занимался реставрацией, восстановлением и изготовлением реплик ценных музейных экспонатов. С 2013 года и по настоящее время является художником-реставратором по металлу в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Слушателям спикер представил одну из первых авторских работ, посвященных Казани – ключ в футляре.

«Есть атрибуты власти – герб, флаг и гимн. Сюда же можно отнести и ключ. За девять месяцев до 1000-летия у меня родилась идея сделать что-то интересное, и я начал работу как раз над этим ключом. Левая его часть – золотоордынская коранница, стрежень украшен десятью камнями, которые характеризуют десять веков существования города. Между камнями проходят два орнамента, а на носике ключа по-татарски написано “Казан”, – рассказал ювелир. – В этой работе я постарался применить все техники булгарских и казанских мастеров. Это и чеканка, и скань - обычная и бугорчатая».

В коллекции ювелира есть уникальнейшие украшения, по которым о мастерах Волжской Булгарии знают во всем мире –  золотые височные кольца с миниатюрной фигуркой уточки и желудевидными подвесками  на длинных тонких цепочках. Они датируются XI–XII веками и предназначались для женщин высшего сословия. Их носили в паре, прикрепляя к головному убору или вплетая в волосы. На изготовление одной из пар булгарских уточек, к слову, у Равката Мухаметшина ушло порядка восьми лет.

«Любое украшение можно прочитать, поскольку когда его создают, то в него закладывают какую-то идею. По украшениям я могу узнать многое о человеке, не общаясь с ним лично. Еще интересная вещь – обратите внимание на то, куда мы надеваем украшения. Это уши, пальцы, запястья, шея, то есть все, что требует защиты. Поэтому украшения – своего рода талисманы», – поделился Мухаметшин.

Кроме того, гости вечера узнали традиционные способы изготовления восточных браслетов, колец, брошей, серег, а также принципы создания орнамента и значение его отдельных элементов.

Равкат Азатович рассказал и о своей реставрационной деятельности, о том, какие шедевры, пройдя через его руки, обрели вторую жизнь и теперь выставляются в лучших музеях России. В их числе – старинное татарское нагрудное украшение «Яка чылбыры».

«Здесь была утеряна полностью одна подвеска. Но после реставрации деталь была воспроизведена точь-в-точь. Не специалист уже не сможет отличить те части ожерелья, которые были восстановлены, потому что даже вставные камни здесь зашлифованы под старину», – рассказала Гульшат Нугайбекова.

Не обошлась встреча и без секретов ювелирного мастерства Равкат Мухаметшин поделился своими методами работы в технике зернь:

«Я протягиваю проволоку до толщины 0,15 мм, после наматываю ее на ригель толщиной 0,8 мм. Получившиеся колечки раскладываю на угле и горелкой превращаю уже в шарики. Если для работы необходимо сделать десять тысяч шариков, то я делаю сразу двадцать тысяч, так как некоторые могут не получиться или спаяться между собой».

На вопрос гостей о том, в чем особенность его работ, ювелир ответил: «Я как турист… Я не считаю, что делаю что-то авторское или уникальное. Больше изучаю историю через эти украшения, а это намного ценнее».

В завершении ювелир подчеркнул, что считает себя разносчиком культуры, а его основная задача – сохранить традиции.

«Важно не потерять то, что есть в нашей эпохе, и передать это будущему поколению», – добавил он.

Встреча с Равкатом Мухаметшиным прошла с аншлагом. Мероприятие также посетили заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин, генеральный директор Дома занимательной науки и техники Дмитрий Иванов, детский кардиолог Леонид Миролюбов, мастер-реставратор золотной вышивки Аглаи Липина, художник-каллиграф Нажип Наккаш, а также ювелиры, дизайнеры, коллекционеры и художники Казани.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International