Казань становится ключевым центром регионального кинорынка России.
Таково мнение Дмитрия Якунина – одного из самых опытных экспертов, члена Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), российского кинопродюсера, члена Общественного совета Министерства культуры Российской Федерации, куратора бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля.
За плечами Дмитрия Михайловича Якунина участие в организации круглых столов, стратегических сессий по развитию регионального и дебютного кино, питчингов на самых авторитетных площадках крупных кинофестивалей.
Поэтому, его мнение, его советы и рекомендации особенно значимы для организаторов Казанского кинофестиваля.
Дмитрий Михайлович не первый раз посещает Казанский международный кинофестиваль - естественно, с особым вниманием к его деловой программе, он участвует во встречах, посвященных кинорынку и питчингу.
Эксперт считает, что деловая программа фестиваля, с полным на то основанием, занимает все более значимое место в этом крупном международном форуме кинематографистов.
Об этом говорит и все возрастающее число участников этой части фестиваля, увеличивающееся география регионов России и стран, заинтересованных в расширении контактов, а также обмене опытом в освоении азбуки продвижения фильмов на кинорынках как России, так и за рубежом.
Больше 40 представителей киностудий, дистрибьюторских компаний, онлайн-кинотеатров, независимые продюсеры и режиссеры со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья собрались в эти сентябрьские дни на региональном кинорынке юбилейного Казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». Среди них, представители Ирана, Египта, Казахстана, Кыргызстана, ОАЭ, Узбекистана, Швейцарии.
Понятно, что технологии работы по продвижению кинопродукции совершенствуются, при этом, имеют свою специфику приемов и методов в каждой отдельной стране и даже регионе России, что нельзя не учитывать. Специалисты, которые берут на себя эти функции, должны хорошо изучать статистику населения, историю и традиции страны и народа, которым собираются предлагать кинопродукцию.
Встречи, подобные прошедшим в рамках Казанского кинофестиваля, являются хорошей школой для всех, кто заинтересован в расширении участия и влияния кино, в освоении специфики работы продвижения своей продукции на кинорынке.
Этому, в значительной степени помогает и совместное обсуждение на подобных встречах игроками киноиндустрии наиболее реальных шагов и действий в поиске возможностей выхода киноорганизаций на рынки и России, и зарубежных стран.
Такие встречи помогают не только более тесному знакомству деятелей киноиндустрии между собой, укреплению связей, но и реализации совместных проектов. Здесь кинодеятели знакомятся с моделями развития регионального кинематографа, с успешными практиками в этой сфере.
Отдельная тема – как продвигать и расширять границы показа уже вышедшего на экраны фильма.
Потенциальных партнеров может заинтересовать качественный сценарий, перспектива сотрудничества с новым для кинематографии уникальным регионом, а также профессионализм и креативность режиссера.
Замечательно, что региональные деловые встречи, питчинги, подобные казанскому, дают импульс для развития регионального кино – студий и творческих объединений, в которых виден серьезный потенциал, или же помогают продюсерам найти талантливых дебютантов. Есть и примеры поддержки Министерством культуры России проектов, представленных на региональных питчингах.
С одной стороны, региональные компании, естественно, стремятся выходить на федеральные и международные рынки, с другой стороны этим студиям важно сохранять региональный и национальный колорит, не терять свою уникальность.
На взгляд эксперта, это удалось многим проектам, представленным на питчинге в Казани, что было высоко оценено и зарубежными экспертами, приглашенными к участию в деловой части фестиваля кино.
Тем не менее, Дмитрий Якунин считает, что следует совершенствовать механизм работы казанского кинорынка, помогая потенциальным участникам методически более грамотно готовить презентацию своей продукции, услуги, проекта и т.п. Не исключено, что есть необходимость включения с этой целью в деловую программу кинофестиваля специального семинара.
Сам неоднократно наблюдал, как неумелая подача проекта лишала его необходимой поддержки, хотя это был достойный проект. И экспертам приходится прилагать немало усилий и времени, чтобы добиться от автора истинных намерений, уточнения важных деталей, упущенных им при презентации и т.п. Этому тоже надо учиться, убежден эксперт.
Видимо, в рамках деловой программы на будущее следует обратить внимание на необходимость определенной унификации презентации, где подсказать основные требования и критерии грамотного представления своего проекта, дать советы как, соблюдая регламент, четко и убедительно расставить акценты, подчеркнуть достоинства того или иного проекта.
К такому выводу пришли и эксперты проведенного на следующий день международного питчинга, на котором были рассмотрены 12 заявок. Подавляющее большинство проектов были интересны, но их презентация явно требовала «шлифовки».
Такая, внешне казалось бы, не основополагающая деталь, тем не менее очень влияет на максимально точное определение экспертами достоинств того или иного проекта, его перспектив на кинорынке, влияет на принятие решения для тех, кто готов к сотрудничеству, в том числе - к финансированию проекта.
Хотя, эксперт знает отдельные случаи, когда продюсеры с хорошей интуицией берутся за рискованный проект, представляют фильм на кинорынке и показывают затем его в залах по всей стране.
Тем не менее, каждое звено на пути от рождения идеи создания фильма до его выхода на экраны, к зрителю – очень важен и ответственен. Здесь не бывает мелочей. Тем более, при все возрастающей конкуренции в этой сфере
Речь идет также о тех возможностях, которые дает индустрия для молодых (увеличение грантов и субсидий, создание новых институций и фондов, сценарные акселераторы и так далее), и тех возможностях и проектах, которые могут дать молодые кинематографисты и в целом сценарное сообщество отрасли.
«В индустрии не хватает качественно проработанных сценариев, специалистов, образовательных программ, - считает представитель Фонда поддержки регионального кино,- поэтому для нашего кинематографа наступило важное время. Наверное, создание фонда является как никогда актуальным, потому что региональные кадры не были в приоритете крупных студий, а сейчас отношение к ним меняется. Мы считаем, что региональное кино действительно обладает серьезным потенциалом, и его доля в общих сборах, в количестве создаваемых регионами фильмов и сериалов будет с каждым годом расти».
К сведению регионального кинематографа - при Фонде регионального кино недавно создан продюсерский центр, основная задача которого – продюсирование проектов, разработанных в рамках проводимых Фондом лабораторий, дистрибуция регионального кино и дубляж национальных фильмов на русский язык.
Вместе с тем, очень важны здесь, по мнению Д.Якушева, и такие факторы как уникальность и доступность локаций, техническая база региона, инфраструктура, опыт принимающей стороны, квалифицированный персонал и так далее.
Хорошо, что многие региональные руководители это понимают и прилагают усилия по развитию этих сервисов – отметил эксперт.
Дмитрий Якушев подчеркнул явно позитивные процессы в современном кинематографе Татарстана, рост авторитета Казанского кинофестиваля не только в России, но и на мировом кинорынке. Сюда приезжают и показать свои кинокартины, и отобрать фильмы, с целью показа их в своих странах, а также с целью приглашения авторов наиболее интересных картин для участия в своих кинофестивалях.
Дмитрий Якунин чрезвычайно высоко ценит перспективы развития кино в Татарстане, уважает дальновидность республиканского руководства в его действенной поддержке киноискусства, а также, продуманность действий команды кинодеятелей республики, явно опережающей в своих шагах многие регионы России как в поддержке творческого потенциала кинематографов Татарстана, так и в области киноиндустрии, в поиске путей сотрудничества и развития международных контактов в этой сфере, способствующих как выпуску копродкции, так и продвижению своих фильмов на международный кинорынок.
В этом большая заслуга Министерства культуры Татарстана и руководства Татаркино, которые так достойно встречают 100-летие кинематографа Татарстана и в таком активном международном сотрудничестве проводят свой 20-й юбилейный кинофестиваль, - считает эксперт.
Он искренне пожелал успеха всем участникам Казанского международного кинофестиваля и в целом кинематографу Татарстана, России.
Напомним, XX Казанский международный фестиваль «Алтын минбар» проходит с 6 по 11 сентября 2024 года.
Девиз фестиваля: «Через диалог культур – к культуре диалога» призывает весь мир на языке кино к дружбе и сотрудничеству представителей всех национальностей и вероисповеданий.
Кинофестиваль вошел в перечень проектов, поддержанных Министерством культуры РФ. Казанский международный кинофестиваль проходит при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова и Министерства культуры России, а также в партнерстве с группой стратегического видения «Россия — Исламский мир».
О Фонде поддержки регионального кино при Союзе кинематографистов России
Фонд, который представляет Д.Якунин, вкладывает средства не только в производство, но и в инфраструктурные проекты и решения, актуальные прежде всего для регионов, позволяющие оптимизировать разные стадии съемочного процесса. Фондом планируется развивать это направление и дальше, привлекать как частные, так и государственные средства для реализации подобных технологических разработок. Фонд также представляет платформенные возможности для кинематографистов и презентует новые сервисы для киноиндустрии, связанных, в том числе, с правовыми вопросами в работе кинорынка.
Цель Фонда - быть полезными киноиндустрии страны, приносить пользу Союзу кинематографистов России, помогать отдельным кинематографистам, прежде всего дебютантам и региональным творцам. Им пробиться в большую киноиндустрию намного сложнее, чем всем остальным. Между тем, процесс омоложения причастных к кинематографу, последние годы заметно нарастает и это нуждается в продуманной поддержке со стороны государства и данного Фонда.
Именно региональные питчинги дали импульс для создания Фонда поддержки регионального кино. И специалисты Фонда выступают на них либо экспертами, либо информационными партнерами, либо соорганизаторами.
Автор материала: Р.Сафиуллина.