В Москве прошел симфонический концерт из цикла “Жемчужины русской и вьетнамской музыки” композиторов Ле Ты Миня и Рашида Калимуллина

27 мая 2024 г., понедельник

В большом зале Московской консерватории при полном аншлаге с феерическим успехом прошел симфонический концерт “Московские истории” из цикла “Жемчужины русской и вьетнамской музыки”. Авторы композиторы Ле Ты Минь и Рашид Калимуллин ошеломили искушенную московскую публику шквалом прекрасной мелодичной музыки, исполненной талантливо и виртуозно.

Выдающийся российский композитор Рашид Калимуллин подготовил для этого концерта программу своих сочинений, ярко иллюстрирующую масштаб его творческого дарования, круг волнующих его тем, мощь художественного импульса, богатство и глубину лирики.

“Несущими колоннами” концерта, образующими смысловую арку, стали две мировые премьеры Рашида Калимуллина: пятичастный цикл симфонических танцев “Московские истории” и четырехчастный цикл симфонических картин “Путешествие Алладина”.

В “Московских историях”, титульном произведении концерта, задавшем ему тон и статус, художник живописует исторические места, повлиявшие на его воображение. Рашид Калимуллин гармонической тканью создает свой “Третий Рим”, его мощь и величие, процветание и упадок, счастье и трагедии, победы и боль. Пять развернутых симфонических пьес: “Воробьевы горы”, “Третьяковская галерея”, “Александровский сад”, “Триумфальная арка”, “Манежная площадь” выбраны эстетическими координатами для характеристики именно его Москвы. Композитор, с присущей ему страстностью и искренностью, экстраполирует на себя сами идеи этих образов и ваяет их в музыке.

Четырехчастный цикл симфонических картин “Путешествие Алладина”, отражает восприятие композитором древнейших мегаполисов Востока.  Каждый из этих городов необозрим и непостижим, но композитор, воображая себя дерзким Алладином, передает нам весь восторг этих миров, наполненных ароматами экзотических пряностей и благовоний, звуками вечно кипящей жизни, рождения и смерти. Сказочный герой Алладин, объединяя цикл своей темой, проносится на волшебном ковре по Абу-Даби, Иерусалиму, Стамбулу и Багдаду.

Глубоким по проникновению в самую суть души народа, красочным, проникнутым огнем национального характера, является цикл симфонических танцев на темы ингушских народных песен и танцев “Свет в горах”. Кипучая энергия автора, блестяще переданная оркестром, вызвала настоящий фурор в Большом зале Московской консерватории, более привычном к сдержанной реакции зрителей.

Ария “Вознесение” для голоса и органа в исполнении изумительного по красоте сопрано Анны Аглатовой и главной органистки и хранительницы органа Московского концертного зала “Зарядье” Лады Лабзиной стала подарком композитора самому себе в день рождения. Мелодичная архитектоника солирующего голоса, поддержанная органом, подобно пламенеющей готике увлекала слушателей в сверкающие высоты.

Виолончельная пьеса в исполнении Бориса Лифановского, для инструмента и оркестра “Погружение”, основанная на пентатонных мотивах, создала интонационную арку к произведению вьетнамского композитора Ле Ты Миня для виолончели и оркестра.

Ле Ты Минь, поэт, композитор, общественный деятель Вьетнама, художник с совершенно иными исходными данными. Он представитель поколения, познавшего все ужасы войны во Вьетнаме, выросший в лишениях, самым надежным щитом от которых была его горячо любимая мать. В творчестве Ле Ты Миня очень велико животворящее начало, вложенное в его душу этой сильной женщиной. Его произведения, словно спасительный волшебный бальзам, проливающийся на землю, возрождающий природу и души людей. Композитор учился в Советском Союзе в Военной академии, готовясь защищать свою прекрасную родину, но стал защитником в более высоких измерениях: в поэзии и музыке.

Авторский замысел композитора очень сильно зависит от хорошего исполнителя, технически оснащенного, страстного и восприимчивого к музыке. Эти эпитеты в полной мере можно отнести к музыкантам, сделавшим этот концерт: Московскому государственному академическому симфоническому оркестру, МГАСО, дирижер Айрат Кашаев, сопрано Анне Аглатовой, скрипачу Станиславу Малышеву, органистке Ладе Лабзиной и виолончелисту Борису Лифановскому.

Московский государственный академический симфонический оркестр, МГАСО, - известный коллектив, выступающий уже более 80 лет с дирижерами и солистами мирового уровня, чутко отзывался на волю дирижера Большого театра Айрата Кашаева, точными жестами увлекающему оркестр к апофеозу фортиссимо и настоящему взрыву красок или уводящего в нежное, чутко аккомпанирующее пиано.

Анна Аглатова, солистка Большого театра, молодая и успешная певица, уверенно заявившая себя на мировых престижных сценах, стала изысканным украшением вечера, очень проникновенно интерпретировав вьетнамские, наполненные нездешними красками экзотического Вьетнама, романсы Ле Ты Миня и Арию Рашида Калимуллина в сопровождении органа, полную глубокой лирики и драматизма.

Станислав Малышев, блестящий скрипач, обаятельный и страстный популяризатор современной музыки, стал самым талантливым исполнителем скрипичного концерта Рашида Калимуллина, выдержав весь трёхчастный марафон произведения, исполняемого с поступательным накалом и напором.

Объединяющим началом в этом концерте произведений композиторов, очень различных по своей природе, является могучая воля художника внести в мир свою гармонию, победоносная борьба с хаосом и разрушением в высоких измерениях, проливающаяся на слушателя благодатным дождем прекрасной музыки.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International