В культурно-просветительском центре «Искусство жить» продолжается цикл встреч, посвященных татарской традиционной культуре

8 апреля 2024 г., понедельник

Мы должны любить все проявления татарской жизни и не отказываться от этого: Цикл встреч Гульшат Нугайбековой о татарской культуре в «Искусство жить». 

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» продолжается цикл встреч с коллекционером, реконструктором народной одежды Гульшат Нугайбековой, посвященных татарской традиционной культуре. Завтра, 9 апреля в 18.30, будет лекция о костюмах татар разных этнотерриториальных и этноконфессиональных групп.

На встрече гости узнают, какие существуют особенности традиционного костюма татар-мишарей. Какое платье носили женщины-молодухи и какими декоративными элементами, имевшими значение оберега, оно украшалось. Коллекционер Гульшат Нугайбекова расскажет о чулках мишарей, вязаных иглой, техника исполнения которых практически утрачена… Будут затронуты нюансы народного костюма пермских и сибирских татар. 

Лекция традиционно будет сопровождаться демонстрацией экспонатов из личной коллекции Гульшат Нугайбековой, которую она постоянно пополняет новыми эксклюзивными предметами.

Подробная информация о встрече 9 апреля по ссылке: https://ano--kulturno-prosvetitel.timepad.ru/event/2823738/ 

Первая встреча этого цикла состоялась в марте. Тогда коллекционер рассказала об истории костюма татар разных временных периодов и мест проживания. Гости узнали, что такое казакин и чем он отличается от бешмета, что общего между джиляном и чекменем, и носили ли татарки кринолины и шлейфы. 

Гульшат Нугайбекова объяснила, откуда «растут ноги» у популярного заблуждения, что сколько у женщины детей, столько у неё и оборок на платье. «Были платья с воланами, их называли «бала итэкле» в значении с «мелкими оборками», не связывая это с количеством детей», – отметила она.

На практическом материале были показаны базовые принципы раскроя и пошива старинных женских татарских рубах, их трансформация в привычные нам модели платьев, разобраны особенности кроя классического женского камзола нескольких видов. Гульшат Ардинатовна познакомила гостей с многообразием фасонов татарских фартуков и вариантами их декорирования на примере старинных образцов из своей коллекции.

Особое внимание было уделено многообразию тканей, из которых изготавливались одежда татар. Вот что рассказала Гульшат Нугайбекова о хлопчатобумажной ярко-красной ткани кумач: «Первые и самые крупные производства кумача были в Заказанье, в районе Арска. Изначально кумач завозился в Россию из Бухары и Персии, но татарские коммерсанты, доставлявшие крашенную хлопчатобумажную материю, пользовавшуюся огромным спросом у населения страны, быстро сориентировались и наладили массовое и недорогое изготовление кумача у себя на родине. При покраске ткани использовали краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены. Кумач в переводе с арабского - «ткань». Чаще всего он красился в красный цвет, поэтому кумачовый, значит красный цвет. К моему удивлению, я узнала, что кумач бывает и синий». Для слушателей были подготовлены образцы домотканых, золотных и шелковых тканей, а также декоративной отделки – позументы различных видов, тесьмы и др.

Гордостью коллекции Гульшат Нугайбековой являются прекрасные образцы татарских дореволюционных ичиг, на примере которых был показан принцип их изготовления и орнаментации. Но при этом, она не обошла вниманием и рабочую обувь - лапти-чабата. «Татары весьма умело плели лапти и носили их, правда, иногда стыдятся этого и отвергают сей факт. Но есть пословица «Татар түрә булса, чабатасын түргә элә», которая обозначает, что татарин разбогатев, или заняв высокий пост, вешает на стену свои старые лапти в напоминание о прошлом. Мы должны любить все проявления татарской жизни и не отказываться от этого. Любить свое прошлое, гордиться им», - отметила она.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International