Апрель в культурно-просветительском центре «Искусство жить» очень богат на творческие встречи, лекции, камерные концерты и постановки. В этом месяце казанцев ждет множество сюрпризов и гостей из разных регионов нашей страны. Стартовым событием насыщенного апреля в «Искусство жить» стала творческая встреча с народным артистом Республики Башкортостан, генеральным директором Государственного академического симфонического оркестра Республики Башкортостан, кларнетистом Артуром Назиуллиным и главным дирижером оркестра, заслуженным артистом Республики Башкортостан Дмитрием Крюковым. Встреча состоялась в канун гастролей Госоркестра Башкортостана по городам Татарстана.
«Мы с большой радостью приняли предложение провести встречу в нашем центре «Искусство жить» перед гастролями коллектива. Я неоднократно была на концертах оркестра Башкортостана в Казани и понимаю, что это очень достойный, высоко профессиональный коллектив. Для нас большое счастье проводить встречу со зрителями, потому что здесь слушатели открывают для себя новые имена и новые направления в искусстве, начинают ходить на концерты», – рассказала руководитель культурно-просветительского центра «Искусство жить» Айсылу Ахметшина.
Формат встречи в «Искусство жить» был без официальной протокольной речи. Как было заявлено, «встреча без галстуков». В этот вечер гости делились историями из своей жизни, отвечали на вопросы зрителей и много шутили.
Начали с истоков, как началось знакомство с миром искусства и музыки.
«Я пришел в музыку случайным образом. Мои родители не музыканты, но мама заканчивала институт культуры, она врач и режиссер. До 14 лет я эпизодически занимался музыкой, абсолютно посредственно. Учился в музыкальной школе, пел в хоре. Мой друг скрипач предложил мне поступать учиться в Москву после 9-го класса. Все были в шоке. Учителя считали, что это невозможно. Как ученик из Перми может поступить в Московское музыкальное училище? – рассказал Дмитрий Крюков. – В течение года я усердно готовился и поступил. С тех пор, с 14 лет, я плотно начал заниматься музыкой. С этого времени ничего другого в моей жизни больше нет. Мне сейчас 33. И вот уже 19 лет мы неразлучны с музыкой».
Дмитрий Крюков является выпускником Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2015) и аспирантуры Московской консерватории (2017) по классу профессора Валерия Полянского.
Сегодня Дмитрий Крюков – один из самых востребованных молодых дирижёров России, успевший прочно зарекомендовать себя на российской и зарубежной сценах. Репертуар Дмитрия Крюкова включает более 70-ти опер, а также музыку различных эпох и стилей от И. С. Баха до С. Губайдуллиной, основные симфонические и концертные сочинения выдающихся композиторов.
В 2018 году Дмитрий Крюков был приглашенным дирижером Госоркестра Республики Башкортостан, в 2019 году стал главным дирижером оркестра.
Как рассказал Артур Назиуллин, у него был обычный путь, традиционный.
«Я из музыкальной семьи. В 7 лет я пошел учиться в спецшколу при Уфимской академии искусств, с 6 класса продолжил учебу в школе при Казанской консерватории. Казань для меня стал родным городом, я прожил здесь несколько лет, – рассказал Артур Назиуллин.
Артур Назиуллин окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу профессора Р. О. Багдасаряна и Берлинскую высшую школу музыки имени Г.Эйслера класс профессора Д. Кюн (Diethelem Kuhn).
В ноябре 2018 года по приглашению Министерства культуры РБ Артур Назиуллин возглавил главный оркестр Башкортостана как художественный руководитель и генеральный директор.
Зрителей интересовал вопрос, какая профессия среди музыкантов является самой престижной.
«Пусть это прозвучит немного жестко, но так и есть. Важно, как ты умеешь продавать себя. Престиж зависит от того, востребован ты или нет. Если тебя «покупают», приглашают, ты популярен. Ты в тренде и это престижно. И неважно, ты дирижер, исполнитель или певец. А если ты бьешь себя в грудь, и при этом никому не нужен, наверное, это престижно, но только для тебя, в твоем маленьком мире», – отметил Артур Назиуллин.
Большой интерес у зрителей вызвали роль дирижера в оркестре и выступления дирижеров с разными коллективами.
«Да, дирижер может работать с разными оркестрами, в этом нет ничего сложного. Это зависит от приглашения и от того, к какому профессору ты попадешь в консерватории. Важно, чтобы он не только тебя научил, но и дал возможность работать. Как правило, это происходит так. Человек начинает учиться в консерватории. Лучше всего, чтобы он учился у профессора, у которого есть оркестр. Правда, таких не так много. Если ты попадаешь к такому профессору, ты усердный, и все свое время посвящаешь музыке, он постепенно берет тебя ассистентом. Ты проходишь ассистентский путь, тебя берут на некоторые концерты. Потом может получиться так, что тебя может заметить другой дирижер, ты поможешь ассистировать, он пригласит в другой оркестр, – рассказал Дмитрий Крюков. – Со своим оркестром работать проще, с чужим будет сложно работать, если ты начнешь придираться ко всему. Работая в своем оркестре, можно глубже и дальше пойти».
Дмитрий Крюков привел в пример знаменитый люцерновский оркестр и дирижера Клаудио Аббадо.
«Это золотой фонд человеческого достояния высочайшего уровня. Здесь уже вопрос об энергетике и о том, что от дирижера исходит излучение. Там не может идти речь, как двигать руками, куда смотреть, что делать. Это излучение, исходящее от человека. Колоссальный труд дирижера и музыканта, их совместного творчества», – отметил он.
Во время беседы коснулись и репертуара ГАСО РБ.
«В нашем репертуаре есть произведения и ушедших, и ныне живущих композиторов, которые никто до нас не исполнял и не будет исполнять, к сожалению. Мы эту работу ведем, потому что кто-то должен это делать. Если не госоркестр, то кто?», – рассказал Артур Назиуллин.
На вопрос: вы больше музыкант или управленец, Артур Назиуллин ответил:
«Я, безусловно, музыкант, который несмотря на серьёзную занятость в должности руководителя, сохранил возможность сольных выступлений. Сохранить свою творческую идентичность и уважение коллег по цеху, безусловно, важно. Поэтому я всегда благодарен и моим партнерам, и концертным организациям, которые приглашают меня на сольные концерты. Естественно, я не беру в руки кларнет в 9 утра, я работаю со своим коллективом. У нас большой штат: 30 сотрудников администрации, которые нацелены на работу оркестра. Есть отдел рекламы и отдел продаж. Мы создали эти отделы с нуля: мало профессионалов, которые понимают, что такое музыкальный маркетинг здесь и сейчас, именно в этой республике, со всеми плюсами и минусами. Ты их растишь, сам с ними растешь, образовываешься в этой сфере. Я совмещаю две большие роли управленца и музыканта».
После беседы с гостями из Башкортостана зрителей ждал музыкальный сюрприз. Они исполнили фрагмент Симфонии-концерта для кларнета с оркестром, написанный Дмитрием Крюковым.