Гульшат Нугайбекова: «Я была потрясена, насколько искусной и высокохудожественной была школа татарских ювелиров».
В Культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялись авторские встречи, посвященные татарским национальным украшениям. Провела их коллекционер и реконструктор татарского национального костюма Гульшат Нугайбекова.
25 мая в «Искусство жить» прошла встреча-выставка по татарским головным уборам. Тогда зал с трудом вместил в себя всех желающих посетить выступление Нугайбековой Гульшат. Поэтому следующую лекцию из серии «Татарское декоративно-прикладное творчество», посвящённую ювелирному искусству, было решено провести дважды - 28 и 29 июня.
Для проведения встречи была оборудована небольшая экспозиция татарских украшений из личной коллекции лектора. Были представлены броши, браслеты, серьги, ожерелья, несколько видов застежек для ворота платья - яка-чылбыры и камзола - каптырмы, для разных типов накосных украшений - чулп был выделен отдельный большой стенд. Каждый гость мог подробно рассмотреть и ознакомиться с каждым изделием и задать вопросы коллекционеру.
«Собирать старинные татарские рукодельные вещи я начала с детства. Первым предметом моей коллекции была филигранная бляха с сердоликом, найденная мною в деревенском амбаре. Потом постепенно добавились домотканые полотенца, вышивки моих карт-эби и дэу-эби. С течением времени появились и старинная одежда, головные уборы, и украшения, и образцы каллиграфического искусства - шамаили. Потом у коллекции появилось имя «Хаербанат», которое было дано в честь очень доброй, сердечной, никогда не унывающей и не теряющей бодрости духа пожилой татарки, которая проживает с нами по соседству в деревне Битаман. Хаербанат-апай очень сильно повлияла на мое восприятие мира, отношение к близким, способность к сохранению оптимизма в любой ситуации», - рассказала Гульшат Нугайбекова.
По её словам, особый интерес к татарским украшениям появился после изучения трудов известных татарских этнографов Гузель Фуадовны Валеевой-Сулеймановой, Сусловой Светланы Владимировны и Дониной Ларисы Николаевны. В своих исследованиях они продемонстрировали насколько сложными, трудоёмкими и высокохудожественными были творения рук татарских ювелиров. Это настоящая мелодия, застывшая в чеканных цветочных орнаментах, затейливых филигранных переплетениях.
В ходе лекции было уделено особое внимание этапам развития и особенностям казанско-татарской ювелирной традиции. Мастерам удалось сохранить и приумножить знания и практический опыт, перешедший к ним от ювелиров Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. К примеру, специфический комплекс – «технология-орнамент», характерный для татарской чеканки, сложился на основе совокупности технических приёмов и эстетических предпочтений, свойственных для золотоордынской культуры конца XIII – начала XIV вв.
На встрече коллекционер рассказала о характерных технологических приемах изготовления татарских украшений: ажурная и бугорчатая филигрань, зернь, глиптика, литьё, плоскорельефная чеканка-насечкой, гравировка, штамповка, чернение по металлу. Слушатели узнали, за какие свойства татарки особенно любили бирюзу и сердолик. Из каких элементов состояло яка чылбыры? Как собиралось самое большое нагрудное украшение - хасите? Каковы были принципы его построения и правила ношения. Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали на встрече, сопровождаемой демонстрацией предметов из личной коллекции «Хаербанат».
«После встреч ко мне подходили наши гости и благодарили за организацию этих мероприятий. Некоторые признавались, что стали задумываться о своих украшениях. Я считаю, что необязательно бежать к ювелирам, чтобы им изготовили украшения, которые были у наших предков. Можно начать вносить смысл и ценность того, что мы носим сейчас. Если это сделано вручную, с заложенной идеей и смыслом, оно будет дорогим и значимым для каждого, - рассказала директор культурного центра «Искусство жить» Айсылу Ахметшина. – Для меня важно, что на таких мероприятиях гости начинают задумываться, менять свое мышление и себя в лучшую сторону. В этом и миссия нашего проекта».