26 августа 2022 года в 16:00 в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан состоится открытие выставки в честь юбилея художника, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая – Фирината Халикова.
Центральной темой своего творчества Халиков выбирает Казань – легендарный город периода расцвета в эпоху Казанского ханства. История Казани всегда была особой животрепещущей темой, однако в живописи до него она не нашла соответствующего её масштабу отражения. Особенно это касается ханской Казани и трагических страниц её падения.
Яркая восточная и мусульманская фактура бытовой культуры казанских татар, характерные типажи и психология образов вносят национальную самобытность в картины Халикова. В стилистике его полотен особую роль играют светотеневая моделировка формы, усиливающая визуальную объёмность, чёткая и тщательная проработка деталей, богатство колорита, опирающегося на цветовые традиции татарского народного искусства.
Экспозиция выставки «Время вечность» отражает творчество живописца в ретроспективе с конца 1980 – х по настоящее время. Ранние работы посвящены сельским пейзажам, портретам близких. Центральное место занимают исторические картины, посвящённые трагическим событиям эпохи Казанского ханства.
Картины последних пяти лет отражают возвращение к теме деревенского быта, сельского пейзажа.
Фиринат Гаптухаевич Халиков – признанный художник, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, академик Российской академии художеств.
Вот уже много лет Фиринат Халиков остаётся верным своему призванию и воплощает в своих произведениях различные страницы татарской истории, в этом он видит свою миссию как художника и гражданина.
Получив профессиональное живописное образование, Халиков начинал как пейзажист, очарованный неброской красотой природы средней полосы России и всей душой переживающий за её будущее (цикл пейзажей «Умирающая деревня», 1982–1993).
В 1990-е годы Казань была в центре движения татарского народа за возрождение культуры, истории, духовных традиций. В это время был создан цикл графических работ (акварель, гуашь), посвящённый истории г. Болгара – «Хан Алмуш», «Чёрная палата в Булгаре», «Северный мавзолей», «Иерусалимский овраг» (все – 1993), «Чёртово городище» (1994). Большинство листов этого цикла исполнено в жанре видового архитектурного пейзажа.