«Науруз»: за 5 фестивальных дней на пяти театральных площадках Казани было показано 27 спектаклей

11 июня 2013 г., вторник

За 5 фестивальных дней на пяти театральных площадках Казани было показано 27 спектаклей из театров Алтая, Башкортостана, Татарстана, Тувы, Чувашии, а также Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Москвы. Спектакли фестиваля обсуждали 14 авторитетных театральных критиков из Будапешта, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Уфы.

На следующий день после закрытия фестиваля, 8 июня, на Малой сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала состоялся круглый стол по итогам XI Международного театрально фестиваля тюркских народов «Науруз». В обсуждении участвовали члены Коллегии критиков: председатель коллегии, известный в России и за рубежом театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, Ирина Мягкова; театральный критик Анна Константинова; Виктор Шрайман - руководитель Всероссийской Лаборатории режиссёров Театров Кукол СТД РФ, член Комиссии по театрам кукол СТД РФ. Анна Банасюкевич - театральный критик, обозреватель РИА-Новости и Нияз Игламов – театральный критик, заведующий литературно-драматической частью ТГАТ им.Г.Камала.

Словами благодарности и признательности за хорошую организацию, заседание открыла председатель коллегии критиков фестиваля Ирина Мягкова. Она отметила, что для критиков, зрителей и для нее в частности фестиваль обладает огромным информационным потенциалом: «Это, подчас, уникальная возможность увидеть работы национальных театров, которые больше не увидишь нигде». Театровед также обозначила проблему: «Мы можем видеть не всех лучших представителей тюркского театрального мира, а лишь тех, кто технически смог приехать. Есть театры, которые могут себе позволить визит на фестиваль. У иных, не менее талантливых, просто нет на это денег. Возможно, стоит создать некий фонд для поддержки таких театров». Критик особо выделила работы Камаловского театра: «… лучшие спектакли- все равно татарские. Если бы это был конкурс, то гран-при получил бы спектакль «Однажды летним днем» - бесспорно и, с некоторыми оговорками, «Мулла» Фарида Бикчантаева».

Театровед отметила также спектакли молодых режиссеров, снискавших одобрение коллегии критиков фестиваля: Мензелинский театр со спектаклем «Лавина» режиссера Дамира Самерханова, спектакль турецкого театра «Самоубийца Бенерджи», «Мещанскую свадьбу» режиссера Искандера Сакаева, спектакли «Медея» в постановке Шамиля Дыйканбаева и «Ромео и Джульетта» режиссера Сюзанны Ооржак. Мягкова резюмировала: «Для одного фестиваля это много. Если бы случился даже один по-настоящему хороший спектакль, фестиваль можно было бы считать удавшимся. На «Наурузе» же было несколько интересных и достойных работ. Фестиваль такого уровня, как «Науруз » - важная составляющая престижа города и республики».

Далее слово взяла Анна Банасюкевич: «Я присоединяюсь к словам благодарности за безупречную организацию. Не было никаких досадных провисов и лакун. И мне очень понравилось то насыщенное заряженное состояние, которое поддерживалось в течение всего фестиваля. Это было здорово! В Казани я впервые, поэтому я не могу сравнивать и не знаю, каким был «Науруз» раньше, но то, что я здесь увидела, меня заинтересовало. Этот визит для меня имел и образовательную составляющую. Например, туркменсий театр. Я не говорю, плох он был или хорош, но я просто до сих пор не имела представления о подобном. И это для меня своего рода открытие. Мне импонируют и те, кто идет против течения. Так, я отметила для себя Сакаева с его «Мещанской свадьбой», при всей его неоднозначности. Работа театра «Учур» была атмосферной и целостной».

Далее выступила Евгения Розанова: «Хочу поздравить все фестивальное сообщество с успешно проделанной работой. Год от года «Науруз» поддерживает высокий уровень, а я знаю, как это не просто. Это уровень класса А. Я рада возможности смотреть здесь спектакли, которых я не могу видеть в обеих столицах или Европе. Относительно спектаклей, я намеренно не стану называть имен, так как все было сказано на обсуждениях по каждому конкретному спектаклю. Говоря о художественной тенденции в работе молодых режиссеров, здесь, на фестивале я видела много интересных пластических, сценографических находок. И мне хочется пожелать им, коль скоро вы предпринимаете попытки действовать в современных театральных направлениях, то стоит обучаться этому у профессионалов уровня Юрия Альшица. Также важно уметь соединить современные тенденции театрального искусства с традициями национального театра. Из того что я видела, наиболее гармонично это удается Фариду Бикчантаеву».

Виктор Шрайман назвал фестиваль местом, где возможна «сверка художественных часов»: «В каждом театре складывается своя система, традиция. Она может быть и хорошей и плохой. Чтобы привезти спектакль на фестиваль, необходима храбрость, так как эта система подвергается испытанию. И это здорово!» Театровед также обозначил острую проблему сценографии в кукольных театрах: «При обилии открытий, сделанных еще во времена СССР, жаль довольствоваться убогой интерпретацией жизнеподобия».

Завершил Круглый стол директор Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» Ильфир Якупов, который поблагодарил коллегию критиков, команду фестиваля, театральные коллективы и особенно представителей СМИ, сообщает Пресс-служба фестиваля.

Пресс-служба Министерства культуры Республики Татарстан

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International