22 июля 2008 года после непродолжительной болезни на 84-ом году жизни скончался выдающийся татарский композитор, дирижер, общественный деятель, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая, Народный артист РТ Алмаз Закирович Монасыпов.
Член Союза композиторов России и Татарстана с 1957 года Алмаз Закирович Монасыпов родился в Казани 11 июля 1925 года. Окончил Казанскую государственную консерваторию по классу виолончели, композиции и ассистентуру-стажировку по симфоническому дирижированию. 1959-1970 годы Алмаз Млонасыпов работал дирижёром Татарского государственного театра оперы и балета имени Муссы Джалиля, с 1968-1972 преподавал композицию в Казанской консерватории. Среди учеников: Ш.Шарифуллин, А.Миргородский, А.Корепанов, Л.Чиркова, Д.Хасаншин.
Многоплановое, разнообразное по жанрам творческое наследие А.Монасыпова охватывает симфонические, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыку к драматическим спектаклям.
Монасыпов – признанный композитор-симфонист, мастер большой формы, глубокой концепции. Четыре симфонии, симфонические поэмы «Бәйрәм бүген» и «Идель-йөрт», «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» для симфонического оркестра открыли новую страницу национального симфонизма. Масштабной музыкальной драмой большого эмоционального накала являются Третья и Четвёртая симфонии.
В сферу симфонической музыки Алмаза Монасыпова органично входят вокально-симфонические произведения, среди которых особенно выделяется поэма «В ритмах Тукая» (стихи Г.Тукая) – одно из самых известных его сочинений. В нём причудливо сплелись интонации татарских народных песен, выразительные восточные мотивы и ритмы, элементы джазовой стилистики, нетрадиционный инструментальный состав.
Монасыпов значительно расширил традиционную интонационную сферу татарской музыки. Одним из первых он использовал в своём творчестве широкие возможности «книжного пения», интонации баитов и мунаджатов, восходящих к исламской музыкально-поэтической культуре. Также характерной чертой творчества композитора является претворение интонаций и ритмов музыки мусульманского Востока. Интонационно обогащённый тематизм, по-новому распетая орнаментика, многие приёмы ритмической организации, поиски необычных тембровых сочетаний определили характерную «восточность» его музыки, по которой всегда узнаётся автор.
Многосторонняя творческая и исполнительская деятельность является бесценным вкладом в национальную культуру и искусство России и Республики Татарстан.
Панихида состоится 24 июля 2008 года.