Путешествие в Россию кино «made in France»

12 января 2012 г., четверг

Аэропорт г.Казани, суббота 10 декабря 2011 г. Рано утром вылетевшая из Москвы французская делегация ожидает свой багаж в то время, как зимнее солнце лениво начинает подниматься. В Республике Татарстан, небольшом, но автономном регионе России, в это время года температура воздуха редко опускается ниже -10. В 30 минутах езды от аэропорта находится город-миллионник Казань, в центре которого на холме раскинулся Кремль, чьим доминирующим элементом является грандиозная белая мечеть. Ее строительство было закончено в 1995 году, и она мирно сосуществует с окружающими её православными церквями.

Казань – город, расположившийся на Урале на границе между Европой и Азией в точке слияния двух рек Волги и Казанки, с 2004 года принимает у себя международный фестиваль мусульманского кино, который, по словам заместителя министра культуры Гузель Нигматуллиной, является важным событием для новых открытий и межкультурного диалога. В этом же ключе она воспринимает и фестиваль «Французское кино сегодня», который впервые проходит в Казани. Ранее фестиваль «Французское кино сегодня» побывал во Владивостоке, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

 Организатором фестиваля является команда агентства Юнифранс, которое занимается продвижением французского кино за рубежом. В команду входит, в частности, Жоэль Шапрон, большой знаток русской культуры, русского языка и кино.

Департамент по культуре посольства Франции в России и «Альянс Франсез – Казань» также оказали поддержку в проведении фестиваля.

 

Разнообразное французское кино

 

Этим вечером в кинотеатре «Родина» после показа фильма «Я объявляю войну»   Валерии Донзелли Регина Ачондо, генеральный директор Юнифранса, представляет французских кинематографистов, приехавших поддержать свои фильмы. Режи Варнье, известный по фильмам “Восток-Запад” и “Индокитай”, раскрывает замысел своего последнего фильма «Финишная прямая». Актер Даниель Дюваль представляет «Неприкасаемых» Оливье Маршала, Яхима Торрес «Черную Венеру» Абделатифа Кешиша. А Ева Ионеско, и Карин Силла привезли свои первые фильмы: «Моя маленькая принцесса» и «Неслышное касание».

Молодой актер Пьер Перье и Паскаль Арнольд представляют «Перевод с американского». Эта разнородная цепочка фильмов показывает разнообразие французского кино в стране, которая чаще ассоциируется с великими и популярными комедиями 1960-1970 гг. (Луи де Фюнес, Пьер Ришар) и с Новой волной. Общим для всех представленных фильмов является то, что почти все они уже  куплены русскими дистрибьютерами и предназначаются для коммерческого показа в стране.

 

Особое положение

 

Французское кино занимает особое место в мире. «Оно является вторым после американского кино, хотя и стоит далеко позади, уточняет Ксавье Ларду, генеральный секретарь Юнифранса. Там, где главным образом преобладают США, Франция получает все же некоторую часть рынка, что вызывает зависть у кинематографистов других стран».

Таким образом, особое, хотя и хрупкое положение, находящееся под постоянной угрозой. В России, также как в Латинской Америке или в Китае растут как грибы сотни кинотеатров, но положение американского кино остается доминирующим.

 «Чтобы бороться, нужно работать над тем, как лучше продвигать фильмы за рубежом», - объясняет Регина Ачондо. – «Такой фестиваль, как этот, благодаря приезду создателей фильмов, помогает местным дистрибьютерам узнать лучше фильмы, которые они будут показывать. А французскому кино это позволит продвинуть свои фигурки  на большой шахматной доске седьмого искусства.

После всеобщего развала 1990-х г.г. Россия снова создала значительную сеть кинозалов. «Сегодня страна обладает более 2500 кинозалами  международного уровня», - отмечает Жоэль Шапрон. «Около 1800 из них находятся вне Москвы и Санкт-Петербурга, что означает, что французское кино должно также идти навстречу зрителю».

Посольство Франции в России также работает над этим, организуя, в частности, ежегодно в тридцати российских городах Неделю французского кино, которая позволяет показывать фильмы, вышедшие во Франции двумя-тремя годами раньше.

 

«Французские фильмы заставляют думать»

 

Эта политика постоянного поиска новых путей находит отклик в словах Аделины Сафоновой, молодой журналистки «Казанских ведомостей»: «Конечно, ожидание велико, - утверждает она. -  Наши зрители устали от американского кино и интересуются чем-то другим. Французские фильмы заставляют думать. Они остаются в душе». Хоте, иногда они и приводят в замешательство.

Молодой директор комплекса, включающего шесть залов, а также ресторан и боулинг, также высказывает свою открытость. Признавая, что рентабельность остается приоритетной целью, он  день он говорит о возможности регулярного включения в программу французского кино с приездом его создателей для выступления на предпоказах. Выводить кино, сделанное во Франции, с экспериментальных площадок в залы мультиплексов является главной задачей.

Несколькими днями ранее в Москве фестиваль сыграл другую партию в кинотеатре «35 мм», на площадке, привычной для проведения зарубежных событий. В этом городе, где культурный спрос более высок, конкуренция жесткая. В среду 7 декабря десять телевизионных каналов присутствовали на церемонии открытия фестиваля. А на следующий день Том Круз представлял в Москве фильм «Миссия невыполнима». Команда фестиваля удвоила рвение. В кинотеатре «35 мм» Карин Силла, в сопровождении Винсента Переса, комментирует «Неслышное касание» перед залом, тронутым до слез. Светящуюся Яхиму Торрес встретил цветами критик и дистрибьютор Лев Карахан, увлеченный образом молодой метиски из «Черной Венеры». Волшебные мгновения, невероятные встречи, которые только сами по себе стоят всех усилий, вложенных в работу.         

Пресс-служба Министерства культуры РТ при содействии «Альянс Франсез – Казань»

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International