Оружие, особенно орудие древнее, всегда притягивает внимание посетителей музея, заставляя разыгрываться воображению, какие дела вершились с помощью этих клинков? Как вообще попало это оружие из западной Европы в Волжскую Булгарию тысячу лет назад? История этого меча эпохи Каролингов таинственна. Сегодня взглянем на клинок повнимательнее...
Обычно посетителя, пришедшего в Национальный музей Республики Татарстан, в первую очередь интересует прошлое, связанное с историей нашего края, а также государств, которые здесь зародились и включали его территорию – Волжской Булгарии, Улуса Джучи, Казанского ханства. Особое место здесь занимает история военного дела, в том числе и вооружения. Археолог и историк Андрей Лихачев был одним из первых, кто непосредственно обратился к предметам булгарского вооружения. В его коллекции и изданном им труде «Бытовые памятники Великой Булгарии» были представлены клинки сабель, ножи, топоры, кистени и булавы, наконечники копий и стрел, кольчуги, детали доспехов и многое другое. Немаловажно, что многие из этих предметов были найдены здесь же, в нашем регионе.
«Булгары ездят верхом, носят кольчуги и имеют полное вооружение», – так писал персидский географ Ибн Русте в X веке. Меч находится в зале, посвященном торговым отношениям Волжской Булгарии с соседними государствами. Вероятнее всего этот меч попал в Булгарию благодаря купцам. Территория Волжской Булгарии является самой восточной точкой распространения подобного оружия – здесь найдено 12 мечей и их обломков. Западное оружие было востребовано и на Востоке, тем более, что для того времени это был высокотехнологичный продукт.
«Клинок меча должен обладать несколькими свойствами. Он должен быть твердым. Чем тверже, тем лучше, чтобы разрубать доспехи противника, кольчугу, мечи. Но чем тверже материал, тем он более хрупкий. В то же время меч должен быть гибким, чтобы не ломаться при ударе, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – И он изготавливался так называемым пакетным способом, из нескольких полос металла: внутрь ставился твердый сталистый материал, возможно слегка перекаленная сталь, а с внешней стороны к нему приковывались слои более мягкого металла. Что интересно, при использовании появлялся эффект самозатачивающегося клинка, так как более мягкий металл быстрее стирался».
Каролингский меч довольно тяжелое оружие с прямым, снабженным широким долом клинком и массивной рукоятью. Одна из интересных особенностей этих клинков – надписи, нанесенные по долу крупными латинскими буквами. Подобные надписи оказались и на казанских мечах. При специальной расчистке в Ленинграде на одной стороне обоих клинков удалось разобрать узор из переплетающихся полосок, а на другой – прочитать надпись «+VLFBERHT+». Клеймо Ульфберта хорошо известно историкам и археологом, она обозначает марку одной из мастерских, производивших мечи очень высокого качества. Есть предположение, что первоначально это было имя кузнеца, особо прославившегося своим мастерством, а затем оно перешло его наследникам и закрепилось за группой оружейников или мастерских. Мечи с подобной надписью встречаются в период с конца IX до начала XI века по всей Европе, особенно часто на севере и востоке.
Ученые локализируют место их изготовления районом Среднего Рейна, приблизительно в области между городами Майнцем и Бонном. «Каролинги» имели обоюдоострый клинок длиной около 78-96 см с глубоким долом, короткую рукоять с небольшой гардой и массивным навершием, общая масса их составляла от 2 до 2,6 кг.
«К такому клинку полагались ножны, которые имели три завязочки, вокруг рукоятки клинка, так называемый «шнурок добрых намерений». – говорит Владислав Хабаров, – В период мирной жизни они завязывались, чтобы в пылу спора, вспылив, человек не имел возможности быстро достать меч и нанести удар. А пока ты развязываешь эти шнурки, может быть еще и остынешь, и подумаешь, стоит ли».
Меч из собрания Национального музея РТ имеют довольно хорошую сохранность, его относят ко второй половине X – первой половине XI века. Меч имеет массивное навершие рукояти, состоящее из трех частей, скругленных на конце и скрепленных заклепками с поперечным основанием. Перекрестие на концах немного расширяется. Первоначально вся поверхность деталей рукояти была покрыта серебряной насечкой с гравированным орнаментом. Она сохранилась лишь фрагментарно, однако все еще можно различить плетеный ленточный узор. В углублениях между частями навершия сохранились небольшие остатки витой серебряной проволоки.
Точное место и обстоятельства находки меча неизвестны, и можно только предположить, принадлежал ли он булгарским воинам или скандинавским купцам, а может быть, составлял часть торговой партии, перевозимой из далекой Европы на Восток. Такое роскошное оружие во все времена представляло собой большую ценность. Только знатный и богатый человек мог им обладать. В скандинавских сагах подобные мечи часто фигурируют как сокровище, их свято хранят, наделяют магическими свойствами, ими расплачиваются, их передают по наследству, как родовое достояние. Прикоснуться к мировой истории можно в Национальном музее РТ.
http://kazanreporter.ru/post/2418_1_den-_-_1_eksponat-_mech_epohi_karolingov
Фотографии: Антон Райхштат