13 - 20 января в Москве на сцене Государственного Академического Малого театра пройдут гастроли Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала
11 января 2008 г., пятница
Программа гастролей татарского театра очень насыщена и включает в себя показ музыкальных драм «Голубая шаль» и «Черная бурка», музыкальной комедии «GO! Баламишкин», драм «Три сестры» и «Гульджамал», трагифарса «Одержимый», лирической комедии «Поговорим о любви», комедий «Свет очей моих» и «Шесть невест, один жених», а также демонстрацию исторических национальных костюмов, показ редких образцов шамаилей, театральной миниатюры-реконструкции «Татарский театр 100 лет назад».
Каждый спектакль – труд не только актерской труппы камаловского театра, но и режиссеров Марселя Салимжанова, Фарида Бикчантаева иРамиля Фазлиева, художников Рашита Газиева, Тана Еникеева, Сергея Скоморохова и Булата Ибрагимова.
В 2006 году Татарский Государственный академический театр имени Г. Камала отметил свое столетие. 22 декабря 1906 года в Казани состоялся первый общедоступный спектакль на татарском языке. Этот день считается датой рождения татарского национального театра. С 1907 по 1918 год театр существует как труппа «Сайяр» («Передвижная»). В 1926 году театр получает статус академического – одним из первых среди национальных театров СССР. С 1939 года носит имя основоположника татарской драматургии Галиасгара Камала. С 1966 по 2002 год главным режиссером театра работает народный артист СССР, лауреат Государственных премий России и Татарстана Марсель Салимжанов. В 2001 году смертельно больной режиссер, выведший театр в лидеры национальных коллективов страны, становится лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». С 2002 года театром руководит Фарид Бикчантаев, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, с 2008 года – член жюри национальной театральной премии «Золотая маска».
Коллектив активно участвует в современном театральном процессе. Это и постоянное участие в Международных фестивалях тюркоязычных театров (Уфа, Стамбул), организация и проведение Международного фестиваля «Науруз» в Казани (Ш. Закиров, директор театра, является и директором фестиваля); и поездки на Российские и Зарубежные фестивали (Москва, Владикавказ, Симферополь, Алматы, Оренбург, Германия /Аусбург/ и др.); и гастроли по ближнему (Алматы, Баку, Бишкек, Ташкент, Ашхабад и др.), и дальнему зарубежью (Финляндия, Турция, Великобритания /Лондон/); и многочисленные гастроли по России. Театр имени Камала стал инициатором организации конкурса «Новая татарская пьеса». Конкурс помог преодолеть кризис в татарской драматургии, пришедшийся на рубеж веков, и открыл немало новых имен.
Театр имени Камала в последнее десятилетие постепенно меняет эстетический курс, сохраняя живую связь с традициями актерского исполнения, стремится говорить со зрителем на современном театральном языке. Это не так просто и не так самоочевидно, как может показаться. Театр долгие годы являлся очагом татарской культуры, волей-неволей концентрируя и консервируя национальные традиции, сохраняя литературный язык, этнографическое своеобразие. Не одно поколение зрителей выросло на этом материале, на определенном типе отношений между сценой и залом. Аудитория очень ревностно относится к проникновению новой эстетики, привлечению драматургии «некамаловской» ориентации. В театре имени Камала, например, ни разу не был поставлен Брехт, лишь с приходом Ф. Бикчантаева был впервые поставлен Чехов, не полностью сложились отношения с Шекспиром. Сегодня социокультурная ситуация иная, чем в 1970-80-е годы, когда в Казани существовала лишь одна единственная школа с преподаванием на родном языке, поэтому театр в большей степени сосредоточен на собственно творческих проблемах, поиске своего «лица с необщим выраженьем». Московские гастроли наглядно демонстрируют эту тенденцию – наряду со спектаклями «Три сестры», «Черная бурка», «Одержимый» и «Гульджамал», созданными в новаторском ключе, на афише сосуществуют постановки «для кассы», спектакли, осуществленные в «прежней манере». А в целом гастрольная программа отражает реальную творческую ситуацию в театре, не лишенную известных противоречий.
Программа гастролей:
13 января (18.00) - Карим Тинчурин / Салих Сайдашев "Голубая шаль" ("Зәңгәр шәл") музыкальная драма
Режиссер – Марсель Салимжанов, художник – Рашит Газиев/Сергей Скоморохов. Эта пьеса стала своего рода символом татарского театра. Каждый новый сезон открывается и завершается «Голубой шалью». Зрительский интерес к ней не ослабевает, пьеса давно обрела легендарный статус. Непреходящая популярность «Голубой шали», пьесы, написанной еще в 1926 году, порождает загадки. Принципиальная незатейливость фабулы, ее фрагментарность, расподобление действенно-смысловыми ходами и музыкальными метафорами, тип связи «сцена-зал», предусматривающий активное участие зрителя в действии, арии-монологи главных героев, хоры – воздействуют на подсознание, порождают каскад ассоциаций. В этой слабой, с литературной точки зрения, пьесе существует поэтический шифр, кодирующий вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала, бунтарский, свободолюбивый дух народа, объединяющую татар всех российских областей любовь к родной земле. Для того чтобы понять феномен татарского театра – нужно увидеть «Голубую шаль», ощутить ее не на уровне событийного ряда, но настроившись на ее мощную эмоциональную волну.
14 января (17.00) - в Щепкинском зале Малого театра состоится «живая этновыставка». В программе: демонстрация исторических национальных костюмов, показ редких образцов шамаилей, театральная миниатюра-реконструкция «Татарский театр 100 лет назад».
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Сергей Скоморохов.Этот спектакль – «ответ» из нового тысячелетия эстетике «Голубой шали» - уже стал визитной карточкой театра последних лет, объехал пол-России, треть СНГ, завоевал три главные премии (гран-при, режиссура, лучший актер) на фестивале «Музыкальное сердце театра» (Москва, 2007). Сравнение с «Голубой шалью» возникло не случайно. Несмотря на все объективные различия, между спектаклями существует типологическое сходство: оба они созданы в параметрах музыкально-драматического метафорического театра многожанровой синтетической природы. Это не мыслилось специально, но спектакль-притча 2002 года незримо вступает в диалог со спектаклем-легендой, отзывается ассоциативными парафразами, художественно убедительно доказывает востребованность этой формы театра зрителем.
15 января (19.00) – Флорид Буляков "GO! Баламишкин" музыкальная комедия
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Сергей Скоморохов. Это тоже музыкальный спектакль. Премьера нынешнего сезона, бесспорно, уступает «Бурке» в художественном совершенстве и не содержит явного нравственно-этического посыла. Спектакль кого-то позабавит, а кого-то и удивит. Ритмы хип-хопа и айрн-би, суперсовременные аранжировки народных песен, подчеркнутый кич в сценографии, наивно-мечтательная атмосфера, фантасмагоричная фабула: обеспечат долгую, коммерчески успешную жизнь спектакля. Кроме этого, «GO! Баламишкин» выполняет функцию эстетического воспитания части молодежной аудитории, являясь первой конкурентоспособной попыткой оторвать ее от пошлости масскульта, привлечь в театр.
16 января (19.00) – Антон Чехов "Три сестры" ("Өч сеңел") драма
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Тан Еникеев. Как уже говорилось выше, театр имени Камала длительное время обходил вниманием чеховскую драматургию. Первой ласточкой – стала «Чайка» Ф. Бикчантаева (1995). Спектакль «Три сестры» свидетельствует о наступлении зрелой поры в творчестве режиссера, о переходе театра на новую ступень развития. Он спорен, как спорен сегодня любой чеховский спектакль, претендующий на новое прочтение самого популярного в ХХ веке драматурга, и отказывающий в состоятельности расхожей мысли об «исчерпанности» Чехова.
17 января (19.00) – Туфан Миннуллин "Одержимый" ("Дивана") трагифарс
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Тан Еникеев. Спектакль – последняя премьера в театре имени Камала по пьесе живого классика татарской драматургии – о невыносимом соблазне беспамятства. Двадцатилетний деревенский юноша, положительно прекрасный человек, этакий князь Мышкин – возомнил себя чем-то вроде последней реинкарнации Ильича, мессией, посланным исправить социальные беды нашего мира. Отсюда – ленинская демагогия по-прежнему соблазнительна, это раз; социальные условия для восприятия ленинских идей в нашей жизни присутствуют, это два; мечты о социальном равенстве, как и прежде, грозят умопомрачением, это три; история ничему нас не учит, это четыре. «Одержимый» - подлинная полифония актерского ансамбля, четко выверенный режиссерский рисунок, полет фантазии сценографа. Спектакль концептуальным раскрытием темы может вызвать у зрителя шквал собственных ассоциаций, вплоть до полного неприятия, заставить отнестись к недавней истории как к культурному мифу или воспринять ее трагически, но вряд ли оставит кого-то равнодушным.
18 января (19.00) - Ильгиз Зайниев "Поговорим о любви" ("Мәхәббәт турында сөйләшик") лирическая комедия
Режиссер – Рамиль Фазлиев, художник – Булат Ибрагимов. Этот спектакль создан по пьесе молодого драматурга, только начинающего свой путь в искусстве. Молоды режиссер и сценограф. Недостаток опыта постановочной группы компенсируется их энергией и фантазией. Не претендующий на лавры нового слова в искусстве, хорошо сделанный спектакль был одобрительно принят зрительской массой и стал одной из самых коммерчески успешных постановок последних лет.
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Сергей Скоморохов. Основоположник современной татарской поэзии Габдулла Тукай в начале прошлого века создал по мотивам народного фольклора знаменитую сказку «Шурале» - о коварном лесном диве, обманутом сметливым крестьянским парнем. В конце 1990-х драматург пытается по-новому осмыслить известный сюжет – уже не дивы-шурале грозят забредшим в лес путникам, но молодежь села становится угрозой лесу, а шире – экологии родной земли. Шурале – наивные дитя природы – беззащитны в столкновении-диалоге с агрессивной человеческой цивилизацией. Спектакль проникнутый тонким лиризмом, имеет стойкий успех у зрителя, не теряя в свежести восприятия, идет уже 13 год.
19 января (18.00) - Туфан Миннуллин "Шесть невест, один жених" ("Алты кызга бер кияү") комедия
Режиссер – Рамиль Фазлиев, художник – Булат Ибрагимов. Непритязательная комедия с крепким актерским ансамблем, рассчитанная на массового зрителя. Немаловажно и то, что в двух составах спектакля заняты две трети женской части труппы.
20 января (18.00) - Наки Исанбет "Гульджамал" ("Гөлҗамал") драма
Режиссер – Фарид Бикчантаев, художник – Сергей Скоморохов. Спектакль был поставлен к столетнему юбилею татарского театра. Текст драмы о первой татарской и мусульманской актрисе С. Гиззатуллиной-Волжской, с прологом и эпилогом, с четким, социально детерминированным конфликтом и последовательным развитием действия в духе историко-биографических полотен 1950-х, сокращен режиссером в разы, в спектакле проступают иные, чем это предполагал автор, структурно-композиционные и жанрово-стилевые принципы организации действия. Сместились акценты. Пьеса – о первой татарской актрисе, спектакль Бикчантаева – о первых татарских актерах и зрителях, о труппах «Сайяр» и «Нур», о неповторимой эпохе татарского ренессанса. Семантический крен в сторону от авторского замысла. Но это материалом оправдано, ведь любое классическое произведение объективно движется во времени, вступая в контакт с новым типом сознания зрителя, обрастает новыми смыслами. Действие насыщено эскападами, гротеском, импровизацией, музыкально-танцевальными номерами, но сквозь безудержное веселье жестко структурированными наплывами транслируется печаль и грусть навсегда ушедшей эпохи. Любителей, никудышных поначалу актеров и еще худших администраторов, но безудержных энтузиастов и бессребреников, чьими нелепыми и смешными поступками и стараниями, в равной мере исполненными высокого пафоса возникало и строилось здание татарского театра.
С 1 по 3 августа в Крыму состоится фестиваль молодого искусства «Таврида.АРТ». Самое масштабное культурно-просветительское событие России, посвящённое молодому искусству, традиционно представит культуру страны во всём её многообразии. В этом году Республика Татарстан представит на фестивале мультиинструменталиста и шоумена FANZIL, а также спектакль «Шобага» Буинского драматического театра.
Участники межрегиональной AR-игры смогут поймать на них особую мультяшку — символ национальной театральной премии.
Впервые в истории Казань приняла церемонию вручения российской национальной театральной премии «Золотая Маска».
Специально к вручению наград за 2024/2025 театральный сезон цифровой туристический сервис RUSSPASS подготовил тематические маршруты по столице Республики Татарстан.
30 июня 2025 года в 15:00 в ГБУ «Культурный центр имени А.С.Пушкина» (г.Казань, ул.Карла Маркса, д.26) состоится обсуждение работ, представленных на соискание Республиканской премии имени Г.Р.Державина в 2025 году. В мероприятии примут участие соискатели Премии, творческая общественность, представители Союза писателей Республики Татарстан и Министерства культуры Республики Татарстан.
В Музее Спасской башни Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» открывается новая выставка «Казанский Кремль в объективе истории», представляющая коллекцию открытых писем с фотографиями главной достопримечательности Казани.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER