Романовский железнодорожный мост через Волгу

1 сентября 2011 г., четверг

Романовский железнодорожный мост через Волгу (1913г.) – объект культурного наследия (памятник градостроительства и архитектуры) регионального (республиканского) значения в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 1993 г. № 39

Мостовой переход через Волгу на 754 км (у г. Свияжска) построен  по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского в 1911-1913 гг. Торжественная закладка моста состоялась 13 февраля 1911 г. (по другим источникам - 28 февраля 1910 г.) В связи с приближением 300-летия дома Романовых ему сразу было дано наименование – Романовский. Руководил строительством инженер И.Н. Цышевский, его помощником назначен инженер В.М. Смугге. Изготовление и сборку металлических ферм осуществляло Акционерное общество «Сормово», агентом компании на месте был инженер-механик Ф.Ф. Кнорре.

Испытания моста прошли 6 июня 1913 г. По мосту со скоростью 20 верст в час прошли пять паровозов по десять тысяч пудов каждый, к которым  были прицеплены еще несколько вагонов. Одновременно под пролетами моста стояло несколько судов, на одном из которых находился и автор проекта Н.А. Белелюбский, решивший таким образом доказать  надежность моста. Испытания прошли успешно.

Торжественное открытие состоялось 11 июля 1913 г. при большом стечении народа. На правом берегу в деревне Вязовые в честь этого события состоялась закладка часовни по проекту А.В. Щусева, строительство которой так и не было завершено.

Пролетные строения русловой части моста по схеме 6х158,4м представляли собой разрезные решетчатые  фермы на заклепках с параболическим очертанием верхних поясов. Максимальная высота ферм 24м. Отличительной особенностью пролетных строений Н.А. Белелюбского является свободное нежесткое опирание поперечных балок проезжей части, которые работают под переменными напряжениями в значительно более тяжелом режиме, чем элементы главных ферм. В современной практике такое инженерное решение не применяется.

Правобережная пойменная эстакада со стороны г. Свияжска  представляла собой 6 каменных арок пролетами приблизительно по 21м. Между эстакадой и ближайшей русловой опорой  было установлено металлическое пролетное строение в виде полигональной фермы с ездой поверху. Аналогичное пролетное строение было  и по левому берегу между последней промежуточной русловой опорой и устоем. В годы Гражданской войны каменные арки и крайние пролетные строения были взорваны.

 

В 1955-1957 гг. Мостоотрядом №1 Главмостостроя в 26 м ниже по течению был построен мост второго пути по проекту Лентрансмостопроекта. Каменная аркада из-за многочисленных дефектов и слабой кладки была разобрана и заменена насыпью, пролетное строение 0-1 заменено железобетонным. Опоры 2-8 наращены по высоте, а опоры 2-7 еще и забраны в  железобетонный пояс и рубашки. Старый ледорез был разобран, а вновь возведенный был облицован гранитом. Старое пролетное строение 39,6 м с правого берега перевезено на левый и установлено на мосту второго пути. В пролете 1-2 установлено новое металлическое клепаное строение с ездой понизу.

 

В 1974-1975 гг. по проекту Гипротранспути произведен ремонт пролетных строений и переустройство мостового полотна. В 1994 г. также по проекту  Гипротранспути пролетное строение № 9 заменено на новое сварное с ездой поверху.

К 2004 году техническое состояние моста уже не соответствовало требованиям безопасности. Засорились и остановились катки, что привело к необходимости ограничения движения по скорости и другим параметрам. Были обнаружены многочисленные дефекты конструкций, состояние оценено как непригодное для дальнейшей эксплуатации. Рекомендовано заменить исторические клепаные фермы новыми с другой конструктивной схемой и формой.

 

Согласно материалам обследования, по результатам которого оформлено экспертное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 2007 г., дореволюционные пролетные строения имеют многочисленные дефекты усталостного и коррозийного характера. Отмечено повсеместное распучивание ржавчиной тормозных связей. Коррозия верхних горизонтальных листов нижних поясов ферм, поясов продольных и поперечных балок, уголков продольных связей достигает 20% толщины элементов.  В целом состояние пролетных строений оценено как неудовлетворительное.

 

Учитывая невозможность устранения указанных выше повреждений и в целях безопасной эксплуатации моста, рекомендовано осуществить замену пролетных строений и ремонт опор.

 

Институтом «Гипротранспуть» разработан проект реконструкции моста с заменой старинных пролетных строений, его технические решения получили положительное заключение государственной экспертизы.

 

Также было получено заключение Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры Республики Татарстан от 18.12.2006 г. № 5232-07,3-0/36/3 (с учетом рекомендаций заседания Экспертного совета при Политехническом музее от 20.11.2006г. № 15) о невозможности исключения Романовского железнодорожного моста из списка памятников истории и культуры регионального значения и о необходимости сохранения одного из шести пролетов моста длиной 158,4 м, определив при этом его дальнейшее местонахождение, с рекомендациями по изготовлению двух моделей моста для передачи в Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации и Национальный музей Республики Татарстан, изготовлению альбома-буклета по истории моста с фотофиксацией всех этапов его демонтажа и отдельных его деталей.

 

По заказу Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (далее - ДКРС ОАО «РЖД») институтом «Гипротранспуть» был разработан раздел «Сохранение мостовой фермы расчетным пролетом 158,4 м конструкции Н.А. Белелюбского, установленной в пролете 7-8 моста через реку Волга» по титулу: «Реконструкция моста I пути через р. Волгу на 754 км участка Канаш-Агрыз Горьковской железной дороги» (согласован в 2008г. Министерством культуры Республики Татарстан), а также изготовлены и переданы в Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации и Министерство культуры Республики Татарстан две модели моста, изготовлены альбомы-буклеты по истории моста.

 

Проектом предусмотрено: установка пролетного строения в створе пирсов на капитальных опорах  в береговой зоне моста, устройство смотровой площадки с ограждением, устройство подъездной дороги со щебенистым покрытием, устройство технологического прохода с ограждением. При этом, учитывая, что данное сооружение будет относиться к опасным объектам, доступ должен быть ограничен, а освещение  смонтировано только для выполнения работ по осмотру состояния элементов пролетного строения, а лестницы и проходы предназначены только для обслуживающего персонала и охраны.

 

В апреле-мае 2011 г. в связи с завершением реконструкция моста I пути через р. Волгу на 754 км участка Канаш-Агрыз Горьковской железной дороги, а также созданием муниципального музейного комплекса истории Романовского железнодорожного моста по просьбе администрации Зеленодольского муниципального района и ДКРС ОАО «РЖД» были проведены совещания с участием представителей Министерства культуры РТ, Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, на которых рассматривались вопросы изменения раздела «Сохранение мостовой фермы расчетным пролетом 158,4 м конструкции Н.А. Белелюбского, установленной в пролете 7-8 моста через реку Волга».

 

По итогам совещаний, по заказу ДКРС ОАО «РЖД» была проведена государственная историко-культурная экспертиза вышеуказанного раздела (акт экспертизы от 15 июля 2011г.). Экспертная комиссия пришла к выводу о необоснованности и несоответствии требованиям, предусмотренным статьями 40-44 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» раздела:

«Предложенное место установки пролетного строения, обеспечение его безопасной эксплуатации не позволяют в полной мере использовать его историко-познавательный и научно-технический потенциал. Более эффективным в данном плане было бы сохранение наиболее важных элементов конструкции с их размещением в границах или в непосредственной близости от населенного пункта и с возможным более продуманным решением в качестве монументального объекта…

Определение демонтированного пролетного строения в настоящий момент как недвижимого объекта культурного наследия невозможно по формальным основаниям, т.к. ферма в соответствии с действующим Гражданским кодексом не является объектом недвижимости…

В итоге можно констатировать, что речь может вестись лишь о музеефикации фермы».

 

По результатам государственной историко-культурной экспертизы Министерством культуры Республики Татарстан был утвержден предмет охраны объекта культурного наследия (памятник градостроительства и архитектуры) регионального (республиканского) значения «Романовский железнодорожный мост через Волгу, 1913г.»:

- местонахождение сооружения моста через р.Волгу, его композиционные характеристики как доминанты, участвующей в соединении и формировании исторической панорамы правого и левого берега р.Волги на зеркале воды;

- местонахождение направляющих опорных каменных быков моста: 5 речных и 2 береговых,

а также рекомендовано ДКРС ОАО «РЖД» по согласованию с Исполнительным комитетом муниципального образования «Зеленодольский муниципальный район» отдельные конструкции (элементы) мостовой фермы расчетным пролетом 158,4 м использовать как объекты туристско-музейного показа музейного комплекса в п.г.т. Нижние Вязовые Зеленодольского района.

        Пресс-служба Министерства культуры РТ

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International