Сегодня, в день рождения Карима Тинчурина, на Архангельском кладбище Казани состоялось возложение цветов к мемориальной стеле с именами жертв политических репрессий, расстрелянных в Казани в 1929-1942 гг., среди которых есть имя великого артиста, режиссера и драматурга.
В памятной церемонии приняли участие первый заместитель министра культуры Республики Татарстан Эльвира Камалова, представители театрального и литературного сообщества республики.
Эльвира Камалова отметила огромной вклад Карима Тинчурина в развитие татарского театрального искусства. «Трагическая история его жизни, его гибели – очередное подтверждение тому, что он был далеко впереди своего времени, смотрел в будущее. И сегодня это будущее говорит Кариму Тинчурину спасибо за его талант и бесконечную любовь к татарскому искусству, татарской культуре», - подчеркнула первый заместитель министра культуры Республики Татарстан.
Директор театра Тинчурина Фанис Мусагитов сравнил Карима Тинчурина с книгой, прочитанной лишь на половину. “Нам еще изучать и изучать Карима Тинчурина, ставить и ставить его произведения”, – сказал он и напомнил, что сегодня вечером на сцене театра Тинчурина состоится показ спектакля “Последняя пьеса” по произведению великого драматурга.
В мероприятии также выступил имам Соборной мечети Аль-Марджани города Казани Ансар хазрат Мифтяхов. Он прочитал аяты из Корана.
После выступлений состоялось возложение цветов к мемориальной стеле с именами жертв политических репрессий.
Напомним, что сегодня в рамках мероприятий, приуроченных к 130-летию со дня рождения великого драматурга, актера и режиссера, в 18.00 в фойе Татарского государственного театра драмы и комедии имени К.Тинчурина состоится торжественное открытие бюста Карима Тинчурина, а на 18.30 запланирована премьера спектакля “Последняя пьеса” по автобиографической новелле "Тридцать три дня" – последнего произведения Карима Тинчурина. Автором инсценировки драмы выступил Ильгам Гали. Режиссер спектакля – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РТ Рашид Загидуллин. Спектакль будет поставлен впервые в истории татарского театра.
Справка: Карим Галеевич Тинчурин – актер, режиссер, театральный педагог и организатор – подлинно ренессансная фигура в истории татарского театра.
Классик татарской драматургии К.Тинчурин родился 15 сентября 1887 г. в селе Тараканово Пензенской губернии, в семье крестьянина. Получив начальное образование в медресе соседней деревни, в 1900 году он приезжает в Казань, где нанимается посудомойщиком в привокзальную столовую. На благотворительных началах его принимают в медресе «Мухаммадия», где он учится 6 лет и занимается самообразованием. В 1906 году, выражая недовольство внутренними порядками в медресе, он в знак протеста бросает учебу, вместе с 87-ю товарищами. Видимо на основе этих событий, в 1906 г. он пишет свое первое произведение - комедию «Моназара» («Дискуссия»). Дальше последовала служба в лесничестве, учительство в сельской школе.
В 1910 г. К.Тинчурин был принят актером в труппу «Сайяр». С этого времени он целиком посвящает себя сцене, становится одним из организаторов татарского театра. В этом большом и сложном деле ярко раскрывается его разносторонний талант. В работе театра он проявляет себя как артист, режиссер, драматург, теоретик и руководитель труппы. Заботясь о театральном репертуаре, К.Тинчурин пишет пьесы «Честный труд» (1910), «Роковой шаг» (1910-1912), «Первые цветы» (1913) и др.
В актерской практике К.Тинчурину приходилось иметь дело с ролями, требующими максимальной концентрации усилий, обращения к дополнительным источникам информации, выходящим за пределы только той роли и той пьесы, которую ставили в театре. Тинчурин стяжал славу как исполнитель ролей молодых интеллигентов в передовых пьесах и ролей молодых героев в драматических произведениях
В 1918 г. К.Тинчурин назначается руководителем труппы «Сайяр». В 1919 году его отзывают в Москву, в Центральную мусульманскую военную коллегию, где он заведует отделом культуры. Затем по приказу Политуправления Восточного фронта работает в одной из фронтовых трупп. В годы гражданской войны К.Тинчурин - главный режиссер 13-й труппы при Политуправлении Красной Армии; в 1920 г. - преподаватель театральной студии и главный режиссер в Самаре; в 1921 г. - руководитель Оренбургской театральной коммуны; в 1922 г. работает в отделе театра Ученого Совета в Ташкенте. 8 ноября 1922 г. К. Тинчурин возвращается в Казань и назначается художественным руководителем и режиссером Татарского государственного театра. Именно с этого периода и начинается расцвет драматического таланта К.Тинчурина.
В эти годы К.Тинчурин активно развивает журналистскую, актерскую и творческую деятельность. Важнейшую часть творческого наследия драматурга составляют сатирические пьесы. Предметом особой гордости в их числе является «Юсуф-Зулейха», «Берегись, взорвется», «Американец» и «Без ветрил»”.
С середины 1920-х гг. в творческой деятельности К.Тинчурина основное место занимают музыкальные драмы, в жанре которых он достигает больших успехов. Произведения, созданные совместно с композитором С.Сайдашевым – «Голубая шаль», «Родина», «На берегу Кандра», «Казанское полотенце» являются жемчужинами татарской музыки.
К.Тинчурин является мастером рассказов. Ему принадлежит состоящая из девяти новелл, автобиографическая повесть «Коралловые бусы» и большое количество рассказов.
Но больше в истории национальной культуры К.Тинчурин известен, как режиссер-новатор. В этот период он плодотворно ставит свои пьесы, иногда сам в них играет. В своих сценических творениях всегда остается личностью, стремящейся к самовыражению в создаваемых образах. Он стремится выразить дух своей эпохи.
В 1926 г. К.Тинчурину присуждается почетное звание “Заслуженный артист Татарстана ”. В 1934 г. его принимают в члены Союза писателей. Он занимается активной общественной и литературной деятельностью.
17 сентября 1937 года, на другой день после проведения юбилея посвященного его 50-летию, К.Тинчурин был арестован. В течение долгого года его истязали в следственном изоляторе НКВД. От старого человека, избивая его физически и измываясь над ним морально, требовали самооговора, и написания доносов на других невинных людей. К.Тинчурин не был сломлен, он отказался подписать все пункты обвинения, и не оговорил ни одного человека. Поэтому, его как и многих несчастных того времени, стандартно обвинили в активной националистической и антисоветской деятельности, назвали агентом японских спецслужб и по решению «тройки» НКВД расстреляли 15 ноября 1938 г. В 1956 г. он был полностью реабилитирован. Вновь стали издаваться его книги, были возобновлены постановки его пьес.
В 1988 году театру драмы и комедии присвоено имя К.Тинчурина.
К.Тинчурин – выдающийся деятель татарского театра, один из организаторов национальной сцены, человек, вложивший всю душу, всю горячую энергию в строительство театрального дела. На пьесах Тинчурина оттачивали свое мастерство замечательные актеры первого и второго поколения, пришедшие в театр вскоре после Октябрьской революции. После возвращения драматургии К.Тинчурина на сцену, с середины 50-х годов прошлого столетия, каждое поколение татарских артистов вновь проходит серьезную профессиональную проверку на основе его пьес, что является прекрасной школой в творческом развитии актеров татарского театра.