«Анна Каренина» глазами безвестного русского - знаменитого француза

31 августа 2017 г., четверг

4 сентября в центре «Эрмитаж-Казань» состоится открытие выставки «Александр Алексеев «Анна Каренина». Акватинты»

Впервые в центре «Эрмитаж-Казань» откроется выставка книжной графики Александра Алексеева – знаменитого французского иллюстратора и мультипликатора, пионера художественной анимации, художника - графика и кинорежиссера. Его новаторский подход к графике и анимации восхищал его современников – А.Н. Бенуа, Сальвадора Дали и Орсона Уэллса.

Александр Алексеев родился в 1901 году в Казани. Но большую часть своей жизни прожил в Париже. Известный на весь мир гравёр, был малознаком российскому зрителю. Художник эмигрировал во время Гражданской войны в России, жил в Америке и Франции. Он много работал над оформлением произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Пастернака, но особое место в творчестве мастера занимают иллюстрации к роману «Анна Каренина» Самая масштабная и самая известная серия акватинт (разновидность офортов) была создана им в период между 1951 и 1957 годом. При жизни художника издание этих иллюстраций не состоялось. Благодаря  коллекционеру из Германии Ирине Стежка мы сегодня можем увидеть пробные оттиски иллюстраций к роману Льва Толстого, которые представлены в залах «Эрмитаж-Казань».

Его офорты совсем не похожи на типичную иллюстрацию художественного произведения. В листах соединились два творца, два художника: один создал образы литературным языком, а другой эти же характеры, образы, настроения создает языком иллюстративным, изобразительным. «Текст Льва Николаевича Толстого он читал семь-восемь раз, он знал его наизусть, знал такие уголки, детали, которых не знает нормальный читатель. Так что читать его гравюры, смотреть и читать его интерпретацию – это магия», – отмечает историк литературы  Жорж Нива.

Александра Алексеева считают прародителем компьютерной графики: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого создавал уникальную графику, а затем «оживлял» ее, снимая анимационные фильмы. «Игольчатый экран» позволяет достигать зыбкости, призрачности изображения и многих других графических и светотеневых эффектов, ранее неизвестных в анимации. Шедеврами анимационного кино признаны фильмы Алексеева: «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980).

В иллюстрациях Алексеева узнается и театральность мирискусников, и сложная геометрия позднего кубизма, и фантомная образность сюрреалистов. Но более всего – язык авангардной фотографии и кино: резкое кадрирование, наложения, просвечивания, «перетекания» форм. Последовательность листов строится как смена планов; композиции связаны повторяющимися мотивами, превращая их в подобие единой киноленты. Александра Алексеева отличал новаторский подход к прочтению литературного произведения. В те времена, когда они создавались, это считалось смелым экспериментом. Но и сейчас они выглядят свежо и современно. 

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International