Выставка: «Зинаида Серебрякова» из собрания Государственного Русского музея
06.05.2015

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

представляют выставку:

 «Зинаида Серебрякова»

из собрания Государственного Русского музея

Зинаида Евгеньевна Серебрякова - одна из первых выдающихся женщин-художниц, вошедших в историю живописи. Будучи наследницей двух известнейших родов Бенуа и Лансере, которые внесли неоценимый вклад в историю русской культуры, она продолжила путь создания новой классики в изобразительном искусстве. Ее жизнь в России была связана с родовым имением Нескучное в Харьковской губернии, Петербургом и Царским Селом, за рубежом – с Францией, Бретанью, путешествиями в Марокко.

Путь в большое искусство был естественным и органичным. В своем творчестве З.Е. Серебрякова ориентировалась на классическую ясность живописного языка эпохи Возрождения и древнерусское искусство, художественные принципы А.Г. Венецианова, в которых ее пленяла чистота и целомудренность образов, их органическая связь с природой и землей. Серебрякова стояла в стороне от новых, бурно развивавшихся в то время направлений в искусстве начала XX века - кубизма, экспрессионизма, футуризма. Ее творчеству всегда была присуща ясность и гармоничность ее художественного языка, чистота цвета.

В жизни художницы была прекрасная пора, связанная с родиной, родовым гнездом, созданием семьи и рождением детей, осмыслением своего творчества в мире искусства, выступлением на первых выставках. Дальнейший творческий путь художницы неразрывно связан с ее полной драматизма жизнью: смерть близких, революция, нищета, эмиграция, разлука с детьми. И духовное «возвращение» на родину, в конце жизни, в 1966 году, когда в СССР – Москве, Ленинграде и Киеве - прошли ее персональные выставки, ставшие  триумфальными и заслуженно вернувшими имя прекрасного художника в историю искусства страны.

Выставка Зинаиды Серебряковой из собрания Государственного Русского музея – первое знакомство татарстанского зрителя с творчеством выдающейся художницы. Русский музей Санкт-Петербурга – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений З.Е. Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства», открывшей имя Серебряковой. Другими источниками формирования явились собрания детей художницы – Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году.

Представленная экспозиция в Казани, состоящая из 66 произведений живописи и графики, дает возможность познакомиться с различными его периодами и основными темами, в которых работала З. Серебрякова. Здесь работы, написанные в родовом имении Нескучное под Харьковом. Полотна этого периода обращены к крестьянской теме  - «Уборка хлеба. Жатва», «Крестьяне», этюды к знаменитому полотну «Беление холста». Великолепны ее автопортреты – в Казани представлен ее автопортрет 1911 года.

З. Серебрякова оказалась первым в России художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести. Эту тему художница разрабатывала, когда создавала панно для Казанского вокзала в Москве (для участия в проекте З. Серебрякову пригласил ее дядя, А.Н. Бенуа, но проект остался нереализованным из-за революционных событий 1917 года). На выставке также представлены работы, созданные в Петрограде, в которых З. Серебрякова открыла для себя новую тему – балет («Балетная уборная балет «Лебединое озеро», «Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном» и др.). 

И, наконец, работы, созданные в период эмиграции, во Франции. Парижский период творчества З. Серебряковой долгое время оставался малоизвестным, в советское время имя художницы замалчивалось, но этот период был временем надежд на возвращение, на встречу с детьми. Уезжая, она думала, что покидает родину на несколько месяцев. Оказалось – навсегда. Но, даже находясь вдали от родины, в Париже, З. Серебрякова продолжала развивать те же любимые темы: она пишет бретонских рыбаков и торговок («Старый рыбак»), восточных женщин («Марокканка в белом»), марокканских детей («Негритянские дети»). Творчество Зинаиды Серебряковой – это целый мир, мир светлый, напоенный красками и цветом. При этом нельзя говорить об идеализме художницы: она видит и тревоги, и беды этого мира. Но чистая радость живописного мастерства была столь велика в ней, что она преображала весь ее собственный трудный жизненный путь.

В первом и втором  залах второго этажа развернута выставка, подготовленная ГМИИ РТ: «Зинаида Евгеньевна Серебрякова(1884 – 1967): очерк творчества на фоне событий жизни». Представлены копии фотографий, выдержек из дневников, писем, дающие возможность окунуться в эпоху, почувствовать время, в котором жила художница, увидеть лица ее родных и ее окружения, услышать и прочувствовать ее мысли, ее боль, ее переживания.

Выставка продлится до 5 июля 2015 года.

Адрес ГМИИ РТ: Казань, ул. Карла Маркса, 64

Телефон для справок: (843) 236-69-31



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования